Присланные тезисы


Применение Метода проектов при изучении курса "Информатика и ИКТ" в средней школе

Cтрельникова O. Г., Стальцева Н.М.
Секция: 1.2. Базовый курс.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Внедрение в жизнь Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года влечет за собой существенные перемены, и они не возможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Актуальность внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс становится все боле очевидной. На смену ЗУН приходит формирование у обучающихся ключевых компетенций.
Для реализации компетентностного подхода учителю приходится вырабатывать новые ценности и принципы работы, меняя при этом свою позицию. Учитель – организатор самостоятельной деятельности и консультант.
В течение двух лет в своей работе я осуществляю экспериментальную деятельность – внедрение и применение метода проектов для развития творческого потенциала обучающихся. Проектное обучение предполагает формирование у учеников умение учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу. Ученикам предоставляется возможность свободного выбора тем и задач будущего проекта, соответствующих их интересам и склонностям с учетом рекомендаций учителя. Поскольку проект – это по преимуществу коллективное действие, то он предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми его участниками. Таким образом реализуется основной принцип новой педтехнологии – предоставление проектным группам возможности работать как можно больше самостоятельно. При такой форме организации занятий создаются все необходимые условия для формирования у школьников реального процесса мышления, познания, а так же прививаются навыки самостоятельной деятельности, умение работать с различными информационными источниками.
Осуществление такого подхода в обучении на уроке предполагает реализацию следующих этапов деятельности обучающихся:
• постановка целей и задач;
• самостоятельное планирование реализации выполнения проекта;
• реализация проекта;
• подведение итогов и презентация (защита проекта);
• оценка (рефлексия осуществленной деятельности).
Проектная деятельность наиболее эффективно реализуется в курсе «Информатика и ИКТ». Внедрение метода проектов осуществляется интегрировано с традиционным способом обучения на первоначальной ступени обучения информатики (8 класс). В девятом классе проектная деятельность является основной технологией в обучении. Работа в этом направлении должна быть целенаправленной и систематической.
Использование методов проектов можно осуществлять при изучении ряда тем, таких как «Обработка графической и мультимедийной информации», «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация» и др.
Мониторинг отслеживания моей экспериментальной деятельности показал, что у обучающихся повысились показатели: качество обученности по предмету в сравнении с прошлым годом (на 6%), уровень учебной мотивации, уровень компьютерной грамотности, интерес к предмету.
Закономерным является, и то, что такая форма организации учебных занятий побуждает будущих выпускников выбрать новую форму прохождения государственной (итоговой) аттестации. В этом году защищали свои проекты по курсу «Информатика и ИКТ» 29 обучающихся и только 5 сдавали экзамен в традиционной форме – по билетам.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации показал, что у выпускников сформировано на высоком уровне умение планировать и реализовывать работу, самостоятельно заниматься анализом содержания учебного материала в соответствии с поставленными задачами, умение выбирать нужную информацию из различных источников, систематизировать ее, критически оценивать и использовать, умение вести деловую дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Как видно из вышеизложенного проектная работа способствует развитию компетентностей обучающихся, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и социальной жизни выпускника.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич