Присланные тезисы


Роль информационной компетенции школьников в приобщении к мировой художественной культуре

Бурланкова С. А.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИОБЩЕНИИ К МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Бурланкова Светлана Алексеевна (mou_soch_87@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 87 (МОУ СОШ № 87), г. Ростов-на-Дону

Аннотация
Изучение МХК предполагает введение деятельностного компонента в процесс преподавания. Развитию творчества обучающихся способствует проектные технологии, составление портфолио проекта, создание мультимедийных работ по проблемным темам, которые пополняют УМК преподавателя МХК и медиатеку школы.

Литература.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года./ Официальные документы в образовании. 2002.№4 (175) с.13
2. А.В.Хуторской Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. 2003. №- 5. С.55-61.
3. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. СПб, 2002. с.340
4. В.А. Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004.№5 с.21

Главные задачи государственной образовательной политики – обеспечить условия для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [1]
Компетентностный подход к образованию призван обеспечить переход от знаниевой, предметной парадигмы к парадигме достижений, предполагающей становление целостной компетентной личности.
Вместе с тем, мы должны понимать, что будущее России зависит от сохранения и обогащения ее культуры. В связи с этим необходимо осознать, что приобщение к культуре общества, освоение ее личностью - важнейшие задачи на пути социализации подрастающей личности и получения качественного образования. Приобщение современного школьника к мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Большинство подростков попадают под влияние новой электронной среды. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать для интеграции медиаобразования в процесс преподавания предмета «мировая художественная культура».
Наиболее последовательную характеристику ключевых компетенций предлагает А.В. Хуторской, выделяя ценнностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, компетенцию личностного самосовершенствования.[2] Если рассматривать содержание предмета «мировая художественная культура», то можно сказать, что в наибольшей степени он способствует формированию ценностно-смысловой компетенции
( мировоззрение, ценностные ориентиры ученика), общекультурной компетенции
( духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, этические, эстетические нормы), компетенции личностного самосовершенствования (духовное и интеллектуальное саморазвитие). Вклад предмета в процесс формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций зависит в большей степени от методики преподавания мировой художественной культуры. Данные компетенции могут развиваться лишь в случае использования педагогами активных методов преподавания, организации урочных и внеурочных форм деятельности, самостоятельной, исследовательской, проектной, творческой деятельности. Учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения. При активных методах обучения сочетаются работа в парах, в группах с индивидуальной работой.[3]
Выделим основные компоненты информационной компетенции школьников, которые необходимы для качественного освоения предмета «мировая художественная культура»:
1. Мотивационно-целевой компонент ( готовность к актуализации) включает стремление получить достоверную и всеохватывающую информацию об изучаемых объектах культуры;
2. Когнитивный (знания) предполагает владение навыками работы с различными источниками информации по проблемам мировой художественной культуры.;
3. Поведенческий (умения) предполагает использование различных источников информации о мировой художественной культуре: книги, энциклопедии, Интернет, CD-РОМ и др.; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; создавать собственные продукты ( презентации);
владение навыком выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных технологий.
Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям мировой художественной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.
Предмет «мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художественной культуры. Одной из эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Как отмечает И.Зимняя, проектность образования направлена на формирование проектной культуры обучающихся. Проектная культура является как бы общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, создания, исполнения и оформления. [4]
В 2004-2005 учебном году в МОУ СОШ №87 в нашей школе был организован профильный гуманитарный класс. В нем на изучение мировой художественной культуры согласно учебному плану было отведено 2 часа в неделю. В качестве зачетной работы ребятам было предложено выполнить индивидуальные творческие проекты. Результатом работы должны были стать компьютерные презентации по выбранным темам и портфолио проекта.
Цели организации проектной деятельности:
• создание условий для творческого освоения материала по мировой художественной культуре, развития способностей учащихся;
• приобщение учащихся к мировому художественному наследию, осознание личностной значимости изучаемого материала;
• систематизация знаний, полученных при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведении);
• приобщение учащихся к решению социально значимого вопроса по пополнению фонда компьютерных презентаций « В помощь изучающему мировую художественную культуру и учителю МХК».
Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.
Работа по проекту предполагает несколько этапов.
На первом, организационно-подготовительном этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.
На втором, аналитическом этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.
На третьем , практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).
На четвертом, презентационном этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).
На пятом, контрольном, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться , в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.
Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом .
Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
• владение коммуникативными навыками;
• умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Результатом, продуктом деятельности учащихся стали компьютерные презентации, выполненные под руководством учителя информатики И.В. Иващенко и учителя МХК С.А. Бурланковой. Ребята оформили портфолио проектной деятельности, которые позволяют проследить работу над проектом.
Портфолио включает разделы:
I. Определение проблемы, целей и задач проекта.
II. Планирование работы:
1.) Сроки работы над проектом
2.) Форма выполнения проекта
3.) Тип проекта
4.) Форма презентации
5.) Гипотеза проекта
III. Дневник текущих исследований. Консультации.
IV. Рабочие материалы.
V. Результаты исследования. Теоретическая часть.
VI. Библиография. Источники информации.
VII Самооценка.
1) Достоинства и недостатки проекта.
2) В результате работы над проектом:
• что нового узнал?
• чему научился?
• где пригодится?
VIII. Экспертная оценка проекта.
В конце мая 2005 года ребята защищали свои проекты на конференции школьного научного общества. Наиболее грамотно были выполнены проекты учащимися 10 «Б» класса по темам: «Сокровища гробницы фараона Тутанхомона»( Антонова А.), «Искусство Сандро Баттичелли» (Алейникова Н.), «Рыцарская культура. Крестовые походы» ( Пирумова А.) , «Боги Древнего Египта» ( Коновалова А.) и др.. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями истории, мировой художественной культуры как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Работа над проектами стимулировала творческую, познавательную деятельность учащихся, сделала изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствовало развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. В более широком смысле слова она формируется как ответ на вызов XXI века, то есть как компетенция, которой «должны быть оснащены молодые европейцы». Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич