Присланные тезисы


Непрерывность в обучении ИКТ

Гурьянова О. Н.
Секция: 1.4. Непрерывность в обучении ИКТ.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Применение современных ИКТ не только повышает эффективность образовательного процесса, активизирует учебную деятельность, но и содействует их привлекательности в глазах учащихся. Учебная деятельность становится деятельностью по самосовершенствованию для ориентации в потоке информации. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении ИКТ помогает в полной мере решить эту задачу.
Гурьянова Ольга Николаевна (guryanona@aaanet.ru)
Муниципальное образовательное учреждение лицей №103 (лицей №103) г. Ростова-на-Дону
Мир развивается очень быстро. Научные технологии, индустрия и общество прогрессируют с огромной скоростью, а знания развиваются еще быстрее. Неизвестно точно, в чем возникнет потребность у наших учеников в будущем, но уже известно точно, что они должны быть способны воспринять, переработать и использовать колоссальный объем информации.
Использование средств ИКТ в обучении открывает возможности, недостижимые для других, традиционных средств и даже развивающего обучения. Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Применение современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, активизирует учебную деятельность, но и содействует их привлекательности в глазах учащихся. Учебная деятельность становится деятельностью по самосовершенствованию для ориентации в потоке информации. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
К набору существенных преимуществ использования ИКТ в обучении перед традиционными занятиями можно отнести следующие:
• информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
• компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
• ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
• использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
• ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
• Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
В настоящее время структура преподавания информатики в нашем лицее осуществляется тремя этапами: пропедевтическом, базовом и профильном. Это отвечает следующим условиям: непрерывности изучения курса информатики, преемственности в обучении при переходе от одной ступени к другой, преемственности содержания образования. На первом этапе изучения ребята занимаются по рекомендованному учебно-методическому комплекту: "Информатика в играх и задачах" А.В.Горячев и др.- М.:Баласс, 2005-2008 г. с компьютерной поддержкой на отдельных уроках.
Базовый курс изучается по Приказу Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2007 г. №349, по федеральному перечню учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки. Данная программа отражает содержательные основные линии "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике", позволяет подготовить школьников к профильному обучению на старшей ступени образования.
Основные направления работы в лицее на уроках информатики:
• Создание презентаций для сопровождения урока (программа Power Point)
• Проектная деятельность учителя с использованием ИКТ;
• Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ;
• Создание дидактических материалов средствами Word, Excel, Publisher, PowerPoint;
• Эффективное использование интерактивной доски;
• Средства Интернет для обучения и воспитания;
• Развитие креативности и интеллектуальных способностей учащихся;
• Обучение информатике в начальной школе;
• Прикладные педагогические программные средства;
• ИКТ во внеурочной деятельности;
• Создание и проведение уроков с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».
• Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов и электронных учебных изданий в учебно-воспитательном процессе.
В лицее создан банк методической информации, который содержит материалы учителей по вышеперечисленным направлениям и является доступным для коллектива учителей и учащихся лицея. Созданию банка предшествовала большая исследовательская работа творческой группы. Работа строится на непрерывности обучения, направлена на совершенствование навыков восприятия, переработки и использования информации на разных ступенях обучения.
Обучение информатике в лицее осуществляется с 3-го по 11-й класс, что является необходимым шагом в развитии общего образования.
Цели обучения информатике и ИКТ в начальной школе:
• Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
• Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
• Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
• Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
• Формирование системно - информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем.
• Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, презентации в учебном процессе.
• Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.
Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:
• Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
• Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
• Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
• Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в старшей школе на базовом уровне:
• Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
• Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении помогает в полной мере решить эту задачу.
Литература:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10-11 класс.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
Информатика. 11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-
Советов, Борис; Цехановский, Владислав. Информационные технологии
Цветкова А. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций
Черняков М.; Петрушин А. Основы информационных технологий

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич