Присланные тезисы


ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ.

Бердников Ю. Н.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ.
Бердников Юрий Николаевич (donsosch111@rambler.ru).
МОУ: Донская средняя общеобразовательная школа (МОУ: Донская СОШ) Волгодонского района Ростовской области.
Аннотация.
Представлен опыт интеграции физики и информатики на основе разработанной программы предпрофильного курса «Моделирование физических процессов».
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов достаточно актуально в условиях информатизации российского общества. Сегодня наиболее перспективным являются переход от классической организации большинства видов деятельности к виртуальной, где средой являются различные программные средства. Известно, что сегодня информационные и коммуникационные технологии позволяют более эффективно организовать весь учебный процесс
В своей деятельности человек часто использует модели, то есть создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему приходится иметь дело. Моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека. Оно всегда в той или иной форме предшествует любой деятельности. Моделирование занимает центральное место в исследовании объекта, позволяет обоснованно принимать решение: как совершенствовать привычные объекты, надо ли создавать новые и т.д.
Курс «Моделирование физических процессов» предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Курс состоит из двух частей: инвариантной части «Исследование компьютерных физических моделей» в объеме 12 часов и вариативной части «Моделирование физических процессов» в объеме 6 часов. Данный предпрофильный курс рекомендуется проводить во втором полугодии, когда все основные теоретические сведения курса физики, используемые в программе, учащимися получены. Данный предпрофильный курс основан на интеграции таких наук как физика, информатика и вычислительная математика. Этот курс позволяет реализовать связь теоретических знаний в области физики с практическими умениями по исследованию физических процессов на основе работы с компьютерными моделями, получить опыт создания собственной компьютерной модели физического процесса с разработкой программы эксперимента.
Предпрофильный курс содержит темы, посвященные не только работе с моделями, но и темы, содержащие общие сведения о методах вычислительной математики и особенностях обработки информации компьютерной системой.
Раздел «Исследование физических процессов с использованием готовых компьютерных моделей» позволяет учащимся получить навыки работы с компьютерными моделями, научиться ставить цели экспериментов и разрабатывать программы экспериментов. Наполнение данной темы строится на основе концепции метода графических образов кандидата педагогических наук М.С. Атаманской. Постоянное удержание целостности и одновременное удержание частей является главным методическим приемом этого метода. «Наложение–Согласование–Прорастание–Моделирование» вот основные этапы реализации названного метода. В соответствии с этим были подобраны и модели для исследования (CD диск «Открытая физика 1.1» ООО «Физикон):
1. «Равноускоренное движение тела» (работа с моделью, реализованной на объединение образа реального объекта и графических образов );
2. «Исследование свободного падения тела» (исследование хорошо знакомого явления на основе работы с его графическим образом);
3. «Цепи постоянного тока. Соединения проводников» (исследование объекта, который представляет некую абстрактную модель);
4. «Цепи постоянного тока. Точки с равными потенциалами. Законы Кирхгофа» (исследование на основе уже освоенной модели явлений неизвестных для учащихся 9 класса);
5. «Магнитное поле прямого тока, кругового витка с током и соленоида» (идет работа непосредственно с графическими образами);
6. «Движение зарядов в магнитном поле» и «Масс-спектрометр» (идет работа с моделями реальных устройств, о которых учащиеся могут только слышать).
Раздел «Работа над проектом «Компьютерная модель» позволяет на основе физических знаний и полученных практических умений составить собственную модель физического процесса и разработать программу эксперимента.
В зависимости от уровня подготовленности класса учащиеся могут создавать свои модели в среде электронных таблиц (MS Excel), среде программирования Visual Basic или среде «Живая физика» (CD диск «Живая физика» фирмы «Форморза»).
Ученик обязательно должен защитить свой проект.
Курс легко корректируется. Его можно использовать и как элективный курс в 10, 11 классах универсального профиля.
Литература.
1. Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителями физики. Ростов, 2006.
2. Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов, 2006.
3. Кавтев А.Ф. Компьютерные модели в школьном курсе физики. // «Компьютерные инструменты в образовании», 1998, №2. С 41-47.
4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. С-Пб., Питер, 2007.
5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс, М., Бином. Лаборатория Знаний, 2002 г.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич