Присланные тезисы


Применение метода проектов в агротехнологическом профиле.

Луценко Н. А.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОФИЛЕ.
Луценко Наталья Андреевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа №6
(МОУ КСОШ №6) Зерноградский район Ростовской области.

Аннотация
В докладе рассматривается модель организации проектной деятельности учащихся с применением ИКТ в агротехнологическом профиле. Раскрываются особенности и условия успешного применения метода исследовательских проектов в образовательном процессе и развитии творческого мышления учащихся.

«Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» [1] определила основные направления развития:
• Совершенствование содержания образования с учетом новой образовательной парадигмы;
• Внедрение системы менеджмента качества образования и методов государственной (итоговой) аттестации;
• Профильное обучение на старшей ступени обучения с целью вызвать интерес к определенной области деятельности, специализации для дальнейшего получения профессии (профориентация);
• Информатизация учебного процесса.
Реализуя « Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010года» и «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования» и ориентируясь на профильную дифференциацию, реализацию принципа вариативности содержания обучения МОУ Красноармейская СОШ № 6 с 2006 года работает по агротехнологическому профилю. Обучение осуществляется с опорой на потребности, склонности и познавательные интересы учащихся, а также с учетом особенностей нашего регионального окружения, т.е. хозяйства СЗАО «СКВО», которое и является инициатором идеи подготовки квалифицированных кадров для своего хозяйства в своей школе и, исходя из производственно-экономического окружения и социально-культурных условий. Хозяйство СЗАО «СКВО» – это большой рынок труда. Оно имеет мощную производственную базу: МТС, молочно-товарный комплекс, свиноферму, агрохимкомплекс, на которых производственные процессы механизированы и компьютеризированы. Профилизация на старшей ступени осуществляется на производственной базе хозяйства.
Тип профильного обучения – социализирующий. Модель профилизации – однопрофильная, внутришкольная.
Основной профиль – агротехнологический включает общий технологический компонент, который является ядром школьного технологического образования.
Хотелось бы выделить основные задачи профилизации обучения:
• Воспитывать в процессе обучения профильного курса трудолюбие, уважение к мастерам своего дела, патриотизм и гражданственность, качества рачительного хозяина своей земли.
• Развивать творческие способности учащихся на основе грамотного и качественного профильного обучения с использованием современных образовательных технологий.
Основными предметами в агротехнологическом профиле выбраны следующие дисциплины:
• «Основы животноводства»;
• «Основы сельскохозяйственной техники»;
• «Основы агрономии».
Теоретические занятия ведутся учителями школы, практическое обучение – на производственных точках специалистами хозяйства.
Особенность организации учебного процесса в профильных классах состоит в том, что он построен на основе проектного метода. Этот метод рассматривается как один из наиболее эффективных в профессиональном становлении личности школьника.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:
• определение целей исследовательской деятельности;
• выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
• формулировка гипотезы;
• уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов.
В профильных классах ученики работают над различными проектами, связанными с будущей профессиональной деятельностью. Работу и обучение с использованием метода проектов по данному направлению можно рассматривать как педагогическую модель социального заказа, обращенного к начальной профессиональной подготовке.
Выполнение проектов базируется на соответствующей материально-технической основе, использование которой соответствует экономическим возможностям производственных структур хозяйства.
В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся. Результатом проектов могут быть объекты хозяйства, сельхозтехнологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности фермера.
Для решения этой проблемы готовится «банк проектов», состоящий из реально выполненных заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением.
Вот некоторые темы проектов:
• «Безопасность труда при выполнении полевых механизированных работ»;
• «Почвообрабатывающие машины и орудия»;
• «Вредители и болезни плодовых культур»;
• «Кормовые травы и их разновидности»;
• «Интенсивные технологии в животноводстве».
Основная цель профильного курса - помочь выпускнику выбрать свою жизненную нишу, то есть осуществить сознательный выбор одной из профессий, связанной с работой в селе. Выполняя проекты, ученики осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить информацию, знакомятся с различными сферами деятельности на селе.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы».
2. Информационные технологии в образовании – 2007. Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки. – Ростов н/Д: Росиздат, 2007.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич