Присланные тезисы


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Демченко Н. В.
Секция: 1.1.Пропедевтический курс (начальная школа, 5–6 классы).
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

В наш информационный век особенно актуальными и востребованными являются умения человека работать с потоками разного вида информации: отбор её содержания, структурирование, красочное и привлекательное представление результатов своей работы. Именно такие навыки школьников будут востребованы жизнью и обществом. Эти умения носят надпредметный характер. И немаловажным моментом в их формировании у школьников является понимание психологических особенностей современных детей. Их неоспоримым преимуществом перед взрослыми являются отсутствие боязни перед техникой, информационными технологиями, они являются неотъемлемым атрибутом жизни, способом мышления, предопределённым общением с ней.
В качестве примера иллюстрирующего данный подход к пониманию психологии восприятия хочу привести пример из школьной жизни: учимся пользоваться обществоведческим словарём и объясняя смысл выделенных жирным шрифтом слов, я слышу удивлённый голос ученика: «Это действует как гиперссылка». Очень показательный момент: способ познания ребёнка в информационный век может быть и таким: не от простого к сложному, а наоборот, от более высокой ступени к более низкой. Современные школьники умеют пользоваться цифровым фотоаппаратом, работать на компьютере, записывать музыку на диск, но не умеют выделять главное, проектировать свою деятельность, работать в группах, структурировать материал.
Именно такие моменты и особенности подготовленности детей я стараюсь использовать в познании ими гуманитарных наук, в частности истории и обществознания, в подготовки внеклассных мероприятий и для решения воспитательных задач.
Традиционными для учащихся стали уроки с применением компьютера и использованием презентаций выполненных с помощью приложения Microsoft Power Point. Здесь наиболее актуальным направлением работы учителя считаю не создание электронных учебных материалов, а поиск и систематизация уже имеющихся в Интернете, созданных коллегами, учениками, полученных в ИПК и ПРО, существующих на электронных носителях. Их классификацию веду по предметам, классам и дидактическим целям, направленным либо на изучение, либо на иллюстрацию этапов работы над учебным материалом, либо контроля над качеством его усвоения.
Регулярным стало использование электронных учебников на уроках: «История России .20-ый век», «Всемирная история» изд. Кирилла и Мефодия, «Обществознание», «Основы правовых знаний», «История русской живописи», «Шедевры архитектуры» и т.д. Их применение влияет на скорость, качество, образность подачи информации.
Однако новым направлением в работе для учащихся стали уроки-презентации групповой проектной деятельности. Ученики 9-ых классов, разделившись на группы, получили одинаковые задания: работа над темой «Первая мировая война». Результаты работы были представлены в форме презентаций. В процессе самостоятельного изучения данного вопроса ребята ставили цели, распределяли задания и сферы работы над проектом, учились структурировать материал, формировали свои дизайнерские навыки в оформлении материала, искали информацию в Интернете, сканировали карты, оцифровывали фотографии и т.д. Перед работой они получили некоторые рекомендации от учителя, но часто искали свою учебную траекторию путём проб и ошибок. Результаты работы в форме презентаций на итоговом уроке представила каждая из пяти групп. Все работы получили долю конструктивной критики, но была достигнута главная цель: создание образа идеальной презентации. Их мы сформулировали и раздали всем ученикам в форме рекомендаций. Весте с тем, увидев достоинства других работ, каждый участник группы уяснил недостатки своей: например, неумение структурировать материал, слабая логическая связь между частями, излишняя иллюстративность и т.д.
В этом же направлении мы продолжили, изучая тему «Вторая мировая война». Группы сменного состава позволяли детям совершенствовать коммуникативные навыки, иногда требовалось и умение выйти из предконфликтной ситуации, другие ребята примерили на себя роль руководителя работой. В классе происходила работа над материалом учебника и дополнительных источников, а дома ребята группами работали над созданием презентаций, взаимно корректируя и обучая друг друга. Естественно, по времени это было рассчитано на 3 недели, примерно 6 учебных занятий. Особенностью второго этапа этой учебной деятельности было то, что каждая группа получала собственную специализацию, будь то «история концлагерей», «история техники», «Холокост», «значение военного флота», «преступления нацизма» и т.д. Интересным итогом всей работы учащихся стало создание информационной странички ученикам следующей параллели с адресами для поиска ресурсов по истории второй мировой воины в Интернете.
А итогом нашей работы в прошлом учебном году стали индивидуальные презентации учащихся, как результат работы над проектом «История моей семьи в истории моей страны». Изучив курс истории России в 20-ом веке, каждый ребёнок получил задание: найти точки соприкосновения истории страны и истории своей семьи. Сначала задание вызвало нежелание родителей ворошить «свои корни». Но результаты были неожиданны для самих детей: их предки и участвовали в обеих мировых войнах, и были участниками казачьих войсковых частей, пострадали во время репрессий, осваивали целину и строили БАМ, воевали в Афганистане и переживали эпоху рыночных реформ. Работа в этом направлении несла и значительный воспитательный потенциал. Ребята испытывали гордость и сострадание, увидев настоящую, не книжную историю страны изнутри. С замиранием сердца дети представляли свои презентации, где каждая фотография была значима лично для них. А родители были благодарны тому, что для восстановления «белых пятен истории семьи» пришлось общаться с родственниками из других городов по телефоны. Показателем высокого интереса учащихся являлся факт востребованности принесённой одним из учащихся программы из Интернета, позволяющей быстро нарисовать генеалогическое древо своей семьи.
Продолжая работу по использованию информационных технологий в преподавании истории и обществознания, разрабатываю собственные уроки с использованием интерактивной доски. Виртуальные карты и подвижные схемы, анимационные карты, возможность более качественной работы с историческим источником, используя цветные маркеры, готовые изображения из программного обеспечения SMART, -вот далеко не все преимущества этого технического средства. Работа в этом направлении продолжается, целью работы на 2008-09 учебный год ставлю разработку вместе с учащимися электронного пособия по подготовке к ЕГЭ.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич