Присланные тезисы


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПОМОЩИ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Мелешкин Ю. В.
Секция: 2.5. Профессиональное образование.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ПОМОЩИ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Мелешкин Юрий Викторович (Yuriy_mel@Mail.ru)
ГОУ СПО РО Таганрогский колледж морского приборостроения (ТКМП)
Аннотация: Технология модульной системы обучения с применением схем ООД (схем ориентировочной основы действия)
Педагогически опыт преподавателей говорит о том, что у многих учащихся недостаточное усвоение знаний в процессе обучения происходит по следующим причинам.
Первая причина состоит в том, что при сообщении знаний преподавателем, обучаемому не все понятно. Педагоги это учитывают и обычно успокаивают: сейчас трудно вам понять, но потом, пройдя такие-то и такие темы, вы поймете все как надо.
Вторая причина — трудность запоминания даже того, что было понято. Это психологически объясняется тем, что сообщаемые знания в основном теоретические, можно запомнить только путем механической зубрежки. В настоящее время учащихся, которые зубрят учебный материал становится все меньше.
Третья причина — забывание. Многое из того, что понято и запомнилось, может с течением времени забываться. Даже частичное забывание ведет к потере целостности когда-то полученных знаний.
Традиционная педагогика рекомендует бороться с забыванием путем повторения, но на практике повторение превращается в элементарную зубрежку.
Четвертая причина - что прошедшие обучение не умеют практически пользоваться теоретическими знаниями, а часть знаний оказывается и вовсе неприменимой, настолько они бывают далеки от реальной практики. На их приобретение затрачивают те драгоценные часы, дни и недели, которые могли бы пригодиться для получения действительно полезных знаний.
Пятая причина в том, что обучаемые не умеют учиться т. е. слабо развиты механизмы саморегуляции деятельности.
Этот феномен проявляется в том, как человек умеет планировать и программировать свои действия, т.е. как он умеет организовать любую деятельность, в том числе и обучение.
Ученик должен прежде всего осознать и принять цель учебной деятельности, т.е. понять, что от него требует преподаватель.
Далее, в соответствии с понятой целью, ученик продумывает последовательность своих действий и по ходу оценивает все условия необходимые для достижения этой цели.
Ученики существенно отличаются друг от друга в том, как они организуют свою деятельность. Как правило, они организуют ее малоэффективно.
Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые учащимся знания были полезны для дела, могли быть использованы в практической деятельности, чтобы они сразу научились применять их на практике?
Для этих целей применяется модульная система обучения.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля.
Из теории Гальперина о поэтапном формировании умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности.
Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности учащихся, темпу учебно-познавательной деятельности.
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель.
В модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации:
1. дается разъяснение к этой информации;
2. определяются условия погружения в информацию;
3. приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
4. указаны практические задания.
В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение в модуле практического к теоретическому материалу: 80 % к 20 %. Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности учащихся.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах - модулях;
2. ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально - действовать, изменяется форма общения учителя с учащимися;
3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.
Преимущества для учеников:
1. учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
2. учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
3. учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей:
1. учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
2. учитель своевременно понимает, возникающие проблемы в обучении; оказании своевременную помощь учащимся;
3. учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, учит работать самостоятельно.
Основные трудности для учащихся:
1. ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
2. ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
1. учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
2. учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.
Я применяю модульную технологию обучения с применением схем ООД («схемы ориентировочной основы действия»).
Для правильного выполнения действий необходимо дать обучаемому достаточные зримые (наглядные) ориентиры, при опоре на которые человек, только начинающий обучаться, мог бы сразу, без получения каких-либо предварительных знаний, без заучивания, зазубривания, механического их запоминания, безошибочно действовать в практическом плане.
Эти зримые ориентиры - схемы ООД даются обучаемому прямо в руки. Схема ООД — это учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему практического действия. Это могут быть различные схемы, таблицы, графы, инструкции, учебные карты, последовательный ряд вопросов, а также вспомогательные предметы, помогающие правильно ориентировать двигательные, перцептивные, мыслительные и речевые действия.
Эти сведения полностью ориентируют новичка в новой деятельности.
Существенную трудность для преподавателя, составляет выбор способа реализации схемы ООД (будет ли это схема, или график, или таблица, или, может быть, еще что-нибудь) и составление практических задач, необходимых и достаточных для отработки действия (деятельности), для уверенного овладения им (ею).
Для определения способа реализации схемы ООД я использую методику определения индивидуального стиля саморегуляции деятельности учащихся Московского психологического института РАО, лаборатории саморегуляции. По каждому учащемуся и по группам специальности в целом и на основе информации о состоянии параметров саморегуляции деятельности, преобладающие в группах разрабатываются учебные модули и схемы ООД к ним. Таким образом, при помощи учебных модулей возможно компенсировать пробелы в системе саморегуляции учащихся.
Сам учебный модуль, составленный на основе психологической диагностики, состоит из краткого хорошо структурированного теоретического материала и заданий, которые должны выполнить учащиеся. В задании имеется пример со схемами ООД, который учащиеся выполняют по предложенной схеме
В учебном модуле таких заданий несколько. В конце каждого модуля имеются вопросы или тесты по материалу модуля и самостоятельные задания, которые можно выполнить только, проработав материал модуля.
После проверки выполнения заданий модуля, ответов на вопросы или тестирования, а также проверки выполнения самостоятельного задания в случае удовлетворительной оценки учащийся допускается к выполнению следующего модуля.
Следующий модуль составлен таким образом, что его можно выполнить только при выполнении предыдущего модуля.
Применение такого модульного обучение в течение девяти лет в Сургутском Профессиональном колледже и два года в Таганрогском колледже морского приборостроения дает возможность быстрее и качественно изучить такие сложные дисциплины как языки программирования, программирования баз данных, микропроцессоры и микропроцессорные системы и т. д, делает более эффективным стиль саморегуляции как в учебной, так и в других видах деятельности.
Введение модульной системы тормозится сегодня по двум основным причинам.
Во-первых, из-за отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированных на учителя-практика.
Во-вторых, из опасения, что модульное построение содержания учебного курса войдет в противоречие с требованиями системности и полноты содержания образования.
Данную методику можно применить практически к любому предмету как в школе, так и учреждениях начального и среднего специального образования.
Литература
1. Б.Ц. Бадмаев «Психология и методика ускоренного обучения М.» Издательство «Владос» 1998 г.
2. В.И. Моросанова Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Издательство институт психологии РАН 2007 г.
3. В.И. Моросанова «Самосознание и саморегуляция поведения» Издательство институт психологии РАН 2007 г.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич