Присланные тезисы


Использование ИКТ в рамках профильной подготовки, как средства формирования ключевых компетенций школьников.

Маркина Н. Г.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

На 2ой ступени общего образования стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Одной из важнейших задач МОУ СОШ №2 является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения и предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Для решения данной задачи в 2005 году в учебный план школы был введён новый элемент элективный курс-это обязательный учебный предмет по выбору школьников из компонента образовательного учреждения.
Создание таких курсов:
даёт ученикам возможность удовлетворить свои интересы и познавательные предпочтения, расширить круг приобретаемых знаний;
отвечает запросам общества, так как помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.
Тем самым курсы в рамках обязательного образования решают проблемы актуализации и индивидуализации обучения.
Мною был разработан интегрированный элективный курс «Нанотехнологии в нашей жизни». Данный элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса выбравших естественнонаучный профиль обучения, умеющих использовать ИКТ. Продолжительность курса 16 часов (1 час в неделю).
Мы все чаще слышим слова нанонаука, нанотехнология, наноструктурированные материалы и объекты. Отчасти они уже вошли в повседневную жизнь, ими обозначают приоритетные направления научно-технической политики в развитых странах. Минпромнауки РФ и РАН имеют перечни приоритетных, прорывных технологий с приставкой “нано-”. На базе Курчатовского института будет создан национальный центр по нанотехнологиям. Подготовлена и внесена в Правительство федеральная целевая программа развития инфраструктуры наноиндустрии до 2010 года. По мнению многих экспертов, XXI в. будет веком нанонауки и нанотехнологий, которые и определят его лицо. Воздействие нанотехнологий на жизнь обещает иметь всеобщий характер, изменить экономику и затронуть все стороны быта, работы, социальных отношений. С помощью нанотехнологий мы сможем экономить время, получать больше благ за меньшую цену, постоянно повышать уровень и качество жизни.
Поэтому считаю, что актуальность и необходимость данного курса очевидна. Элективный курс «Нанотехнологии» поможет школьникам сформировать современную научную картину мира. При этом учащиеся получают навыки деятельности с информацией: «добывают», отбирают материал, анализируют, преобразуют, учатся сохранять её. Общее знакомство с материалом подразумевает непрерывный поиск и просмотр всех электронных изданий, относящихся к данной теме. В поисках информации учащиеся нашей школы посещают конференции, читают современные журналы. Новые перспективы открывает информационный поиск в Internet.
При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике и информатике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, используя при этом ИКТ.
Ожидаемый результат введения курса:
• формирование ключевых компетенций;
В области учебных компетенций:
Уметь:
• организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
• решать учебные и самообразовательные проблемы;
• связывать воедино и использовать отдельные части знаний.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
• получать и использовать информацию;
• обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать:
• способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
• видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
• выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
• выступать на публике;
• читать графики, диаграммы и таблицы данных;
• сотрудничать и работать в команде.
В области информационных компетенций:
Уметь:
• самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Отсроченный результат введения курса:
• осознанный выбор профессии;
• участие в научно-практических конференциях;
• личностный рост учеников;
Ресурсы для реализации курса:
Для проведения элективного курса “Нанотехнологии” необходимо наличие в образовательном учреждении:
• компьютерный класс с выходом в Интернет,
• проектор с экраном,
• мультимедийная библиотека по физике,
• наличие научной и учебной литературы.
Особенности проведения данного элективного курса:
При реализации программы целесообразно выделить:
1.Преподаватель должен выступать не столько в роли посредника между учащимися и учебным материалом, сколько в роли консультанта.
2.Существенно уплотнить информационную насыщенность материала.
3.Адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки контингента учащихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности, обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определённых усилий.
4.Предельно ориентировать содержание на практическое применение. 5.Уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии.
6.Считать критериями эффективности изучения программы:
• развитие интереса к предмету,
• осознанный выбор профессии и связь будущей профессии с физикой.
Критерии оценки выполнения программы курса:
• умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников (оценивается информация при представлении докладов, рефератов, и презентаций);
Проектная деятельность:
Все учащиеся разбиваются на группы, таким образом, чтобы группы были приблизительно равны по силам. Каждой группе предлагается выбрать тему проектной деятельности. Проект создаётся в процессе коллективной работы школьников в группе, поэтому важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и вносил свой вклад в общее дело. Распределение ролей в коллективе будет происходить по способностям и интересам каждого ученика.
Предлагаемые темы проектов:
1.Нанотехнологии в медицине.
2. Нанотехнологии в промышленности.
3. Нанотехнологии в сельском хозяйстве.
4. Нанотехнологии в военной технике.
5. Нанотехнологии в биологии и экологии.
6. Нанотехнологии в освоении космоса.
7. Нанотехнологии в геронтологии.
Презентация и оценивание работ учащихся.
По окончании курса проводиться конференция, в ходе которой каждая группа защищает свой проект. Каждой группе учащихся выдаётся протокол оценивания проектов по предложенному плану с ориентировочными баллами за каждый вид деятельности. Свою работу группа не оценивает. По итогам конференции баллы суммируются и делятся на количество групп плюс учитель и гости. Таким образом, определяется наиболее успешный проект. Для того чтобы оценить вклад каждого учащегося в создание проекта в конце конференции на совещании группы выставляется коэффициент трудового участия (КТУ) для каждого из участников проекта. Баллы, набранные за проект, умножаются на КТУ и каждый участник получает свою оценку, пропорциональную его вкладу в общее дело. Учитель оставляет за собой право, в случае необходимости, добавить некоторое количество баллов тому или иному учащемуся, с целью создания ситуации успеха. Баллы вносятся в индивидуальную таблицу рейтинговой оценки каждого учащегося. На усмотрение учителя можно конвертировать каждые 100 баллов рейтинговой оценки в одну 5-бальную отметку в классный журнал.

Сайты в Интернете:
1. www.nanonewsnet.ru
2.www.nanotech.ru
3.www.nanorf.ru
4.www.nanoworld.org


8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич