Присланные тезисы


ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА НЕЧЕТКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Буров И. П.
Секция: 2.4. Контроль и оценка результатов обучения.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА НЕЧЕТКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Буров Иван Петрович (ivanov_00@bk.ru)
Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (ВФ РГТЭУ)
Аннотация
С целью стимулирования учебной деятельности студентов и формирования умений и навыков смысловой переработки информации на занятиях по информатике предлагается использование тестовой системы нечеткого оценивания знаний для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Литература
1. Метельская Т.А. Формирование валидных комплексов тестовых заданий //Экономический вестник Ростовского государственного университета . — 2006. — № 4.
2. Рудинский И.Д. Модель нечеткого оценивания знаний как методологический базис автоматизации педагогического тестирования // Информационные технологии. — 2003. — № 9.
3. Буров И.П. Методика контроля теоретических знаний студентов по базовым графическим дисциплинам // Волжский технологический вестник. — 2006. — № 6.


Как известно, основой контроля результатов обучения является выявление и анализ динамики развития каждого студента с целью не только выявления успешности обучения и пригодности студента для дальнейшей профессиональной деятельности, но и целесообразности введения корректирующих мероприятий в учебный процесс.

Современные исследования в области верификации комплексов тестовых заданий позволяют заключить, что наряду с высокой технологичностью тестирования, позволяющей эффективно организовать контроль знаний студентов на всех этапах обучения, традиционная форма педагогического тестирования на основе двоичной модели обладает рядом недостатков, связанных с неизбежной формализацией взаимоотношений «экзаменатор-испытуемый», особенно при многократном использовании одних и тех же заданий [1].

В связи с этим возникла необходимость разработки системы тестирования результатов процесса обучения, которая обеспечивала бы высокие показатели надежности и валидности педагогических тестов, так как только в этом случае тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению дисциплины, расширению и углублению знаний студентов.

Одним из направлений решения указанных задач является применение в тестовом контроле моделей нечеткого оценивания знаний, позволяющих организовать эффективное педагогическое тестирование, в том числе и по дисциплинам, характеризующимся существенной диалектичностью знаний [2]. В разработанной автором модели с целью увеличения достоверности и объективности выставляемой оценки знаний за тест было предложено для каждого тестового задания закрытой формы определять степень истинности вариантов ответов в соответствии с выбранной шкалой оценивания, а для количественного учета истинности селекции ответов и расчета набранных баллов – использовать аппарат нечеткой алгебры [3].

Предложенная модель нечеткого оценивания знаний апробирована на примере итоговых тестов по теории «Информатики», состоящих из 10 заданий закрытой формы и реализованных в среде табличного процессора MS Excel. При выполнении каждого тестового задания тестируемый должен выбрать единственный правильный ответ. Для каждого задания сформировано 4 варианта ответа и определены функции принадлежности. Для задания степени истинности предлагаемых ответов использована лингвистическая переменная, имеющая 5 значений: «правильно», «не совсем правильно», «неполно», «неточно», «неправильно». В качестве шкалы итоговых значений применена 11-балльная система: от 0 до 10 баллов.

Опыт использования разработанной тестовой системы контроля на основе модели нечеткого оценивания знаний показывает, что описанная методика повышает активность студентов, стимулирует отличную работу в течение семестра, способствует применению системного подхода к изложению курса и улучшению качества знаний студентов. Применение этой системы дает значительный эффект и при работе в ситуации с низким уровнем остаточных знаний, так как у большинства студентов устраняется стереотип о необъективности оценивания со стороны преподавателя.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич