Присланные тезисы


Использование Интернет - технологий в деятельности

Баранова С. С.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Аннотация
Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в общеобразовательной школе на всех уровнях образования в школе – начальном, среднем и старшем, а также, просто необходимым, при подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедиа функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой. Основной целью использования информационных технологий в процессе обучения является повышение качества обучения школьников.
В нашем лицее есть необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет, локальная сеть. Создается медиатека по русскому языку и литературе. Все это дает возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задачи урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного материала (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков.
Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к классической и современной литературе, а также к освоению учебного материала. Особенностями компьютерного обучения являются: пошаговость в организации учебного процесса; наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется; индивидуализация и дифференциация обучения; обеспечивается беспрерывный контроль над деятельностью каждого уч-ся на всех этапах (т. е. не на словах, а на деле осуществляется тот индивидуальный подход к ученику, который невозможен при других условиях обучения). Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с художественным словом, с книгой, с текстом. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Я использую на своих уроках компьютер уже несколько лет, и получила ответы на эти и многие другие вопросы. Применяя компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; -обогащение словарного запаса; -овладение нормами литературного языка; -знание лингвистических и литературоведческих терминов; -знание фактического материала по биографии и творчеству писателей; -формирование общеучебных умений и навыков. Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником. Конечно, машина не может полностью заменить учителя, но может помочь, освободив его от большей части рутинной работы, особенно проверки.
Считаю, что целесообразно применять компьютер на продвинутом уровне обучения: на уроках закрепления, обобщения знаний, уроках контроля, на зачетных уроках, тестировании. Так же удобно применять уроки с использованием ИТК и при обучении учащихся проектной деятельности. На подобных уроках, можно решать такие методические задачи как: а) научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы, мультимедийной энциклопедии, Интернета; б) вырабатывать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез. Успешному решению этих задач способствуют компьютерные комплексные программы, совмещающие в себе несколько функций: обучение- тренировку - контроль.
По русскому языку и литературе в нашем лицее есть такие программы как "Тренажер", "Семейный наставник", "1С. Репетитор. Русский язык", "Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия", «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» "Сдаем Единый экзамен", "Фраза» и другие. Знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения разделов курса русского языка и литературы, ученики реализуют в практической самостоятельной творческой работе под руководством учителя. Использование ИКТ делает процесс обучения более интересным и интенсивным за счет наглядности учебного материала, увеличение доли самостоятельно индивидуальной и коллективной работы, повышение мотивации. При разработке уроков с использованием мультимедийных ресурсов, при подборе материалов необходимо исходить из того, что навыки самостоятельной работы с привлечением ИКТ следует начинать развивать как можно раньше, постепенно увеличивая долю самостоятельной работы и постепенно расширяя арсенал используемых средств. Постановка практической задачи перед учениками стимулирует их творческую активность.
Литература
1. Применение информационных технологий в учебном процессе. Академия АЙТИ.М., 2006
2. Грачёва Г.В. Замечательный помощник. Возможности компьютера. Еженедельная газета Издательского дома "Первое сентября". Русский язык. 1998г., №27.
3. Ковнер А. И. Компьютер на уроке русского языка. Еженедельная газета Издательского дома "Первое сентября". Русский язык. 1998г., №27, с. 1-2.
4. Ефимова О. Компьютерная поддержка учебного процесса. "Учитель" 2000г., № 6.
5. «Интернет - технологии в деятельности учителя-предметника». ( Методические указания по курсам ПК.) Изд. ЮФУ Р., 2007г.
6. Адреса наиболее популярных образовательных ресурсов:
• http://www.krugosvet.ru/
• http://www.ucheba.com/
• http://www.rubricon.com/
• http://www.school.edu.ru/
• http://www.informika.ru/text/index.html
• http://www.gramota.ru/

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич