Присланные тезисы


Развитие ИКТ – компетентности учащихся с помощью элективных курсов «Компьютерное делопроизводство»

Босова И. Н.
Секция: 2.5. Профессиональное образование.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Развитие ИКТ – компетентности учащихся с помощью элективных курсов «Компьютерное делопроизводство»
Босова Ирина Николаевна (gukovo-school9@rambler.ru), учитель информатики, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9, г.Гуково, Ростовской области.
Аннотация

В докладе рассматривается развитие ИКТ-компетентности у учащихся 10 классов с помощью элективных курсов «Компьютерное делопроизводство». Автор акцентирует внимание на самостоятельную работу учащихся искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам; а также тем, у кого есть желание научиться работать на компьютере.
Вопросы делопроизводства достаточно широко освещены в печати. Но, к сожалению, если вы захотите познакомиться с современным делопроизводством, которое основано на знании компьютерных технологий общего назначения, вы не найдете учебника по делопроизводству в современном офисе на базе компьютерной технологии. Поэтому курс «Компьютерное делопроизводство», который позволяет учащимся не только сформировать комплекс умений работать на компьютере, но и получить знания основ российского делопроизводства, будет востребован старшеклассниками, выбравшими социально-экономический или гуманитарный профиль обучения.
Элективный курс призван помочь учащимся овладеть необходимым инструментарием компьютерных технологий для эффективной работы с документами. Данный курс является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства с использованием возможностей текстового редактора WORD, т. е. обеспечить учащимся:
• представление о современных подходах к организации делопроизводства;
• знакомство с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
• научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
• освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
• освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения;
• знание теории основ делопроизводства;
• умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
• умение организовывать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
• умение оперативно работать с информацией.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников.
Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств(Обеспечение безопасности – CD диск с шаблонами документов для ОУ). Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа.
В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Для расширения представления учащихся об организации документооборота внутри предприятия и технической базе делопроизводства организуются экскурсии на предприятия города.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий —комбинированный.
Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.
Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.
Развитие ИКТ – компетентности у учащихся приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Литература:
1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд., испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.
2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.
3. Кузнецова С. Л. Делопроизводство на компьютере (компьютерные технологии в делопроизводстве). М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.
4. http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков
5. www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия



8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич