Присланные тезисы


Инновационные технологии в формировании профессионально-ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения профессии

Корниенко Т. Б., Корниенко Т.Б.
Секция: 2.5. Профессиональное образование.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Корниенко Татьяна Борисовна (ikornienko@ya.ru),
преподаватель спецпредметов,
ГОУ НПО ПУ№2 (ПУ№2), г. Ростов-на-Дону

Аннотация

Цель процесса информатизации образования – это изменение системных свойств сферы образования с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования глобальной, информационной сети, новых возможностей влиять на свой образовательный, научный, профессиональный путь, а с ними и на исторический путь России.
Интересны и чрезвычайно значимы для развития открытого информационного и образовательного пространства те виды электронного общения, которые появились в последнее время: электронная почта, компьютерная конференция, телекоммуникационная связь. Нет никакого сомнения в том, что в перспективной системе фундаментального образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь жить и работать выпускникам этой системы придется уже в информационном обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об информационных процессах, природе и обществе и новые информационные технологии.
Важное значение в формировании специалиста имеют личностные качества. Так, для профессии «Оператор ЭВМ» можно выделить следующие профессиональные качества: хорошая память, внимательность, аккуратность, настойчивость, высокий уровень пространственных представлений. Современные педагогические технологии профессионального образования обеспечивают активное усвоение учащимися предусмотренного программой объема знаний параллельно с формированием качеств профессионала. Технология профессионального воспитания требует делового сотрудничества педагогов и учащихся в соответствии с принципами единства коллективных форм с индивидуальными, личностно-ориентированного подхода к обучению, включенности каждого в коллективную работу при разных формах распределения труда, оказание дифференцированной помощи, разработка индивидуально дозированных заданий с учетом способностей и формируемых профессиональных качеств учащихся. При этом преподаватель играет консультативную роль, помогает учащемуся самостоятельно понять мотивы и смысл собственных устремлений, желаний, мыслей, поступков на пути к самосовершенствованию. Важное место в технологии профессионального воспитания занимает так называемый этап «смыслообразования». Если это работа с учебником, технической и справочной литературой, то эта литература должна быть современной, раскрывать все профессиональные тайны. В использовании этого метода преподаватели могут столкнуться с учебниками, отражающими далеко не все, часто приходиться использовать учебники для ВУЗОВ.
Наглядность в обучении проявляется в использовании плакатов, которые учащиеся сами изготавливают, электронных уроков, мною разработанных по всем темам предметов: «Программное обеспечение ЭВМ», « Информатика и вычислительная техника». Клавиатурные тренажеры, офисные программы, обучающие программы, локальные сети, используемые на уроках, а также упражнения и тесты позволяют учащимся освоить совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и информационной технике. Клавиатурный тренажер компьютера IBM был разработан кружковцами под моим руководством и на областной выставке технического творчества учащихся начального профессионального образования в разделе « Модели станков и машин» был награжден грамотой за оригинальную творческую работу.
С появлением видеотехники и мультимедийных проекторов система взаимодействия преподавателя с обучаемыми значительно изменилась; видеоматериалы активно воздействуют на эмоциональную сферу, расширяют кругозор. К настоящему времени мною накоплен достаточный опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля за деятельностью обучаемых на теоретических и практических занятиях.
Диагностика качества обучения на основе тестирования выступает, как новая система контроля мониторинга качества подготовки специалистов. Мониторинг отслеживает общепринятые параметры качества на всех этапах контроля: «на входе» (стартовая диагностика), «в процессе обучения» (промежуточный контроль), «на выходе» (финишная диагностика). Инновационные педагогические технологии предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его способностей, задатков, наличие профессиональных и жизненных навыков, эмоциональной и духовной сферы. Среди разнообразия нетрадиционных подходов к проведению уроков теоретического обучения наиболее адекватными поставленным целям профессионального образования, являются личностно-ориентированные технологии обучения, а именно: обучение на основе педагогики сотрудничества обучающего и обучаемого, разноуровневое обучение, методы индивидуализации и дифференциализации профессиональных заданий, модульное обучение и др. В настоящее время в системе образования динамично развивается дистанционное обучение, на содержание которого особое влияние оказывают современные информационные образовательные технологии, эволюционные изменения в традиционной педагогической системе. Любая технология обучения во всех ее формах и проявлениях только в том случае станет отвечать своему назначению, если в ней изначально будут заложены: взаимодействие обучающих и обучаемых, эффективное управление учебным процессом, устойчивая мотивация к учению, познавательной деятельности. Если говорить о дистанционном обучении, то оно должно отвечать гуманистическому принципу, согласно которому никто не должен лишаться возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности. Основу дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая преподавателем самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных учебно-методических средств, возможность контактировать с преподавателем по телефону, факсимильной связи, Интернету, с помощью электронной почты. На вопрос работодателя: «Какого вы хотите получить выпускника НПО?» получаем, как правило, один ответ: «Нам нужны люди, которые могут учиться самостоятельно». Здесь уместно вспомнить Сенеку: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит».

Литература

1. Захарова И. И. «Информационные технологии в образовании», М.:
Высшая школа, 2002
2. Башлы П.А. «Технические средства информации», Ростов – на – Дону, Феникс, 2008

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич