Присланные тезисы


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО И СИСТЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ

Ромакина Н. А., Лысенко Н.Н.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Аннотация. Совершенствование образования в области география на основе комплексного и системного использования ИКТ и современного кабинета географии (В кабинете реализованы технические вопросы. Имеется рабочие место преподавателя: ПК; экран находящийся рядом с магнитной доской; мультимедийный проектор находится на подъёмной стойке. Для учителя это местонахождение очень удобно тем, что он во время демонстрации не отворачивается от учащихся, а видит перед собой всех учащихся и не отвлекает их внимание. Концентрация на учебный материал полная. На этом же рабочем месте установлено: TV и видеоаппаратура). Мой педагогический подход связан с ведущей ролью структурной идеи в когнитивной теории личности.
1. особенности когнитивной сферы (как ребенок получает, хранит, использует информацию),
2. факторы личностного характера, которые могут помогать или мешать процессу обучения (особенности мотивации, межличностных отношений, самооценки и т.д.).
Первая группа параметров, — параметры интеллекта. Вторая — параметры личности. Отмечу, что по обеим группам параметров мною четко просматривается динамика с 6-го по 11-й класс. Для построения оптимального процесса обучения мною создан и апробирован инновационный курс, сочетающий различные формы обучения, который, опираясь на ИКТ и описанный выше кабинет географии, решает следующие важнейшие педагогические задачи:
1) педагогическое прогнозирование;
2) оптимальное распределение учебного времени;
3) дифференцированный подход к учащимся;
4) оптимальный выбор методов обучения;
5) построение системы уроков и урока.
Использование новых технических средств обучения дает колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Интерактивные карты (кабинет географии, полученный в 2007 учебном году) позволяют реализовать деятельно практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения - картографические.
При работе с интерактивной картой можно:
• приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
• наносить надписи и рисунки
• ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять обозначения, упрощая карту, делая ее более наглядной;
• на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Использование интерактивных карт на уроках географии в 6-11 классах позволяет повышать информационную культуру учащихся, способствует приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по географии. На уроках географии в 6-8 классах мною активно используется библиотека электронных наглядных пособий (Авторы учебного материала Н.Н.Петрова, И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев, В.П.Дронов. 2001-2005г.г.), которые позволяют повысить эффективность изучения нового материала. Мною и учащимися профильных компьютерных классов создана «личная» медиатека по всем основным темам курса географии (9-11 класс), которая разрабатывалась в течение пяти лет. Особенность этой медиатеки – это полное ее соответствие логике моей рабочей программы, которая в отличие от готовых информационных ресурсов, в большей степени отвечает этапам учебного процесса, учитывают специфику условий класса, школы, региона. Учебный материал представлен в форме уроков и содержит большое количество мультимедийных компонентов: видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, качественные фотографии и иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы. Отдельные темы учащиеся могут закрепить с помощью игры-теста (Гео-шанс). Логика, оформление и содержание компьютерных материалов предназначаются для рациональной организации учебного процесса. Эта медиатека значительно облегчает усвоение основного материала по курсу географии. Вместе с тем, на мой взгляд, результатом использования информационных технологий в учебном процессе является не медиатека, выполненная учащимися, под моим руководством, а те знания, умения и навыки, которые они приобрели при выполнении творческих работ. Информационные технологии в образовании, в первую очередь, необходимо использовать как средство управления индивидуальной самостоятельной познавательной деятельностью учащихся или как средство выполнения творческих работ: самостоятельно или группами, например в сети (web-квесты). Своевременное корректирование и улучшение условий кабинета географии позволяет осуществить принцип психологической комфортности школьников. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников и даёт существенно заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности ученика.
Доклад сопровождается демонстрационным материалом

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич