Присланные тезисы


ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНЫМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ

Арбузов П. В.
Секция: 5.2. Интернет, интранет, сайты, образовательный портал, электронные образова-тельные ресурсы.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

На современном этапе развития системы образования активную роль играют современные информационные технологии. Это обстоятельство обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения (КСО) обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.

Компьютерное средство обучения (КСО) — это программное средство или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.

Приведенное определение фиксирует то, что КСО является средством, специально созданным для решения педагогических задач. Средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КСО.

Требование предметного содержания подразумевает, что КСО должен включать учебный материал по определенной дисциплине, курсу, разделу, теме. Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КСО от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса (электронные журналы успеваемости, мониторы для дистанционного контроля и консультирования и др.).

Ориентация на обучаемых означает, что они составляют базовую категорию пользователей, в расчете на которых определяются содержание и функции, воплощаемые в КСО. Прочие участники учебного процесса (преподаватели, инструкторы, методисты) применяют КСО в своей профессиональной деятельности, но не входят в базовую категорию их пользователей. Программно-технические средства учебного назначения, для которых обучаемые не являются базовой категорией пользователей, не принадлежат к классу КСО.

Рассмотрим основные дидактические требования, предъявляемые к КСО как к средству новых информационных технологий.

1. Требование обеспечения индивидуальности обучения при работе с КСО. Как минимум, КСО должно обеспечивать выдачу обучаемым индивидуальных вопросов и заданий и проверять результаты индивидуальных решений.

2. Требование интерактивности обучения означает, что необходимо взаимодействие обучаемых с электронным учебником. По отношению к КСО интерактивность следует рассматривать как принцип построения программы и как критерий ее качества. Взаимодействие пользователя с КСО предполагает наличие обратной связи: КСО должен выдавать то или иное обучающее воздействие только после анализа действий обучаемого.

3. Требование обеспечения адаптивности обучения с применением КСО означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей того или иного ученика и т.д.

4. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала также относится к числу требований, характеризующих КСО как средство новых информационных технологий.

5. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в КСО означает, что КСО должно предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с персональным компьютером. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы без обращения к другим источникам информации существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени обучаемого и автоматически обеспечивает полноту и целостность дидактического цикла, его непрерывность в пределах одного занятия.

6. Требование наличия максимально дружественного интерфейса, погружающего обучаемого в состояние повышенного психологического комфорта.

7. Требование вариативности включения учебного материала в КСО. Т.е. КСО должно быть по сути «конструктором» в руках преподавателя для возможности использования КСО на аудиторных занятиях.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич