Присланные тезисы


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Краснокутская А. А.
Секция: 2.4. Контроль и оценка результатов обучения.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Немаловажное значение в обучении и индивидуализации подготовки кадров имеют различные формы контроля знаний студентов. Существует несколько видов контроля, из которых особое место занимает так называемый оперативный контроль, используемый непосредственно в процессе обучения.
Классификация основных типов контроля знаний обучающихся
• Текущий контроль;
• Промежуточный контроль;
• Итоговый контроль;
• Промежуточная аттестация;
• Итоговая аттестация.
Текущий контроль – контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.
Промежуточный контроль – зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины .
Итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме зачета или экзамена.
Промежуточная аттестация – зачет или экзамен в устной или письменной форме при наличии положительной оценки текущего контроля по изучаемой дисциплине, а также преддипломная практика.
Итоговая аттестация - государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста.
Систематический контроль знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации контроля, использованию при его проведения компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения. Применение компьютеров при контроле знаний является экономически выгодным и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса.
Известный педагог-исследователь Ю.К. Бабанский поставил перед педагогической наукой задачу: "нужны контрольные материалы, проверяющие не только наличие и прочность, но и осмысленность знаний". Использование компьютера в контроле знаний способствует решению этой и других задач образования по следующим причинам:
• студент освобождается от выполнения громоздких расчетов и операций, графических построений, что позволяет ему сосредоточиться на существе решаемых задач, анализе и интерпретации результатов решения;
• компьютер предоставляет особые возможности для создания и модификаций банка контрольных заданий, и использование такого банка позволяет максимально индивидуализировать контрольные мероприятия с учетом профессиональной направленности обучения, наличием слабых и сильных учащихся, групп и классов;
• применение компьютера для непосредственной проверки и оценки знаний позволяет унифицировать требования, предъявляемые к знаниям, и повысить объективность контроля;
• применение компьютера сокращает время между этапами выполнения контрольного мероприятия студентами, анализа его результатов и этапом коррекции, повышая его эффективность.
Для решения этой задачи мной разработан комплекс тестов-программ с набором ответов. Основными преимуществами этого комплекса является простота их использования и обработки результатов благодаря применению пакетов прикладных программ, в частности электронных таблиц Microsoft Excel. Применение таких тестов-программ позволяет выполнить ряд функций:
1. Их содержимое должно включать самые основные элементы изучаемого материала.
2. Вопросы должны иметь несколько уровней сложности.
Перед каждым выполнением лабораторной работы проводится тест на знание основных понятий по изучаемой теме. При составлении вопросов, включаемых в тесты необходимо учитывать:
1. Четкую формулировку вопросов.
2. Характер вопросов должен быть разнообразным и отражать содержание изучаемой темы.
3. Должны контролироваться навыки в составлении блок-схем и программ.
Таким образом, составление тестов является серьезной методической работой
Итоговый контроль (итоговая аттестация) проводится с помощью тестирующей программы на компьютере, которая позволяет объективно ощенить знания учащихся. Программа позволяет преподавателю проверить не только знание теоретического материала, но и формулы.
Опыт показывает, что применение таких тестов-программ позволяет:
1) дифференцировать подход к студентам;
2) повысить активность студентов в получении знаний;
3) каждому студенту отвечать на вопросы в своем темпе;
4) значительно сократить время, затрачиваемое на опрос.
Преимущества использования компьютера в обучении и контроле знаний отмечаются многими исследователями (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и др.) и рассуждать о его достоинствах можно бесконечно.
Литература
1. Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения//Высшее образование в России. №2, 1993.
С. 102-104.
2. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О компьютерной технологии оценки качества знаний//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 146-153.
3. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России. №3, 1994. С. 20-26.
4. Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995.
С. 100-102.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич