Присланные тезисы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Нейжмак А. А.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Нейжмак Анна Анатольевна (school592007@ya.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 п. Белозерный, Сальский район (МОУ СОШ № 59 п. Белозерный)

Аннотация
Представлен опыт работы по применению информационных технологий на уроках обществоведения, экономики, права и МХК.

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.
От школы общество ждет модель выпускника с технологичным мышлением, способную к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника, на мой взгляд, играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем.
Настало время, когда сложно представить себе школу без компьютеров. На уроках обществознания, экономики, права, МХК я использую компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Но наличие «чудо-техники» не решающий фактор - необходимо его правильно использовать.
Ведь компьютер это не замена учителя, и как бы мы не компьютеризировали урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу.
Это новый подход к процессу обучения.
Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, который учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике - работать в интерактивном режиме. Развивается мышление ученика, его психологические способности.
В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения общественным дисциплинам в сельской школе я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
• комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
• постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
• применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
• частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
• формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
• стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.
На уроках МХК для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. На уроках экономики - динамические таблицы и схемы. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Каждый учитель может легко освоить пакет программ из стандартного набора «Офиса».
Например, практические работы по экономике, я провожу в компьютерном классе, с использованием программы Microsoft office Excel – электронная таблица, где учащимся удобно производить расчеты. Это помогает ученикам выполнять различные задания, например:
- разработать таблицу продаж своей продукции по месяцам, с вычислением сумм, процентной доли продаж по месяцам;
- составить квартальный отчет на основании таблицы продаж с применением формул;
- производить исчисление заработной платы, налогов для работников фирмы;
- строить диаграммы на основании данных
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.
Так, в старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.
Традиционным стал урок - игра «Финансирование идей предпринимателей» (2 часа), по экономике.
Цель: развитие предпринимательского мышления, деловой активности, научить составлять бизнес-план, защищать свои идеи, публично выступать.
Ход игры: 1 урок - все учащиеся разбиваются на команды по 5-6 человек, которые образуют фирмы. Каждой фирме надо за 30 минут придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара (по своему усмотрению), назначить главного специалиста, подготовить рекламу товара.
При подготовке к защите команды должны ответить на вопросы:
1. Какую продукцию вы выпускаете, или какие услуги оказываете?
2. Конкурентен ли ваш товар на рынке?
3. Ваша стратегия на перспективу.
4. В чем заключается ваша маркетинговая политика?
5. Какова платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования?
6. Расскажите о системе сбыта ваших товаров. Какова реклама?
7. Каков имидж вашей фирмы?
2 урок - на защиту отводится 15 минут. Оценивается проект (каждый вопрос) по 10 балльной системе. Команда, набравшая наибольшее число баллов, получает «финансирование». Ребята все чаще для рекламы и обоснования рынков сбыта своей продукции стали использовать презентации (MS PowerPoint), используют музыкальное сопровождение, делают фонограммы. Такие уроки проходят наглядно, интересно, никто не остается в стороне.
Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.
К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:
1. постепенно складывается личная «медиатека»;
2. возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное;
3. необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения;
4. дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;
5. большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.
Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по экономике, праву и МХК.
Эксперимент в работе подталкивает меня, как учителя, к постоянному творчеству, самообразованию. Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы. Например, на уроках МХК невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Это виртуальная коллекция произведений искусств – www.abcgallery.com, виртуальные путешествия по Петергофу, Крыму, Парижу и тд. www.kulichki.com, виртуальные путешествия по странам мира http://rurotour.narod.ru
Для уроков «Право» использую следующие сайты: законодательство и права человека www.memo.ru, институт прав человека www.un.org, информация органов государственной власти: Госдума РФ и Конституционный Суд РФ www.akdi.ru .
Сеть Интернет – это богатый источник сведений об экономической деятельности человека, фирмы, государства, об экономике России и других стран: Министерство экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru , Россия и Всемирная торговая организация www.wto.ru , торгово-промышленная палата России www.tpprf.ru
Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам, в том числе и по МХК. Так, например, практическая творческая работа «Искусство России XVIII века» для закрепления темы «Художественная культура Нового времени. Рождение портрета» 10 класс; ряд модулей для изучении темы «Художественная культура Нового времени (Россия XIX и XX века)» - лекции по религиозной и светской живописи; лекции по символизму; расцвет русского кинематографа. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его.
Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, могу ответить: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и даже тысячелетии и, что нельзя развиваться, ничего не меняя в себе.
Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич