Присланные тезисы


Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушением зрения

Тимофеева Т. Б., Мухаев М. П.
Секция: 1.1. Пропедевтический курс (начальная школа, 5–6 классы).
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушением зрения
Мухаев Михаил Петрович, директор,
Тимофеева Татьяна Борисовна заместитель директора по коррекционной работе, учитель коррекционных дисциплин,
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  вида № 33 г. Новочеркасск Ростовской области
(shkola33_64@mail.ru)
Аннотация
В данной работе рассматривается вопрос реализации электронной версии лупы, которая призвана помочь при реабилитации инвалидов по зрению

Задача реабилитации детей с нарушениями зрения требует освоения все больших объемов информации, которая становится все более специализированной. Электронные книги, журналы и газеты уже сегодня начинают конкурировать с бумажными и "говорящими" изданиями. Доступ инвалидов по зрению к своевременной и достоверной информации влияет в настоящее время не только на быт, профессиональную деятельность, но и на здоровье, и на саму жизнь человека. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Способ получения информации может быть основан только на применении современных методов и средств вычислительной техники и информатики.
Воспитанники с низким зрением испытывают затруднения, как при наблюдении удаленных объектов, так и при работе вблизи. Наибольшие трудности вызывает чтение книжного или газетного шрифта.
Преимущество электронной лупы перед оптическими увеличивающими средствами состоит в том, что она не только увеличивает изображение, но и повышает его контраст, яркость, изменяет фон.
Электронная лупа способна повысить контраст читаемого текста до 95-99%, то есть, в 2,5-3 раза, что создает условия для использования при чтении у слабовидящих детей текстов, напечатанных разной гарнитурой: жирной, полужирной, светлой. В повышенной контрастности изображения особенно нуждаются дети с помутнениями оптических сред глаза, при высокой осложненной близорукости, глаукоме, а также с очень низкой остротой зрения, когда для чтения используются буквенные знаки большого увеличения.
Электронная лупа позволяет читать текст в двух вариантах: черные буквы на белом фоне и белые буквы на черном фоне. Большинство слабовидящих при чтении предпочитают белые буквы на черном фоне, особенно при длительной работе, поскольку при данной инверсии изображения (в "негативе") не наблюдается мерцания ТВ экрана.
Критерием создания оптимальных условий при чтении в каждом конкретном случае может служить максимальная скорость чтения, определяемая как число прочитанных буквенных знаков за 1 минуту.
Электронная лупа позволяет выполнять некоторые другие виды работ, о которых упоминалось ранее: письмо, рисование, черчение. В этих случаях используется минимальное увеличение прибора для улучшения восприятия изображения, как правило, применяется позитивная инверсия изображения (на белом фоне черные буквы).
Время непрерывной зрительной нагрузки определяется остротой зрения, характером глазной патологии, возрастом и общим состоянием читающего. Ограничить время непрерывной зрительной работы до 7-10 минут в первые дни следует лицам с очень низкой (0,01-0,04) остротой зрения, с атрофией зрительного нерва, дегенерацией сетчатки, глаукомой, у детей младшего школьного возраста. Для детей с близорукостью, врожденной глазной патологией, афакией, помутнениями оптических сред глаза, при остроте зрения 0,1 - 0,2 это время может быть увеличено до 20 минут.
Для полной адаптации к электронной лупе требуется не менее 5-6 часов общей работы с прибором. В связи с тем, что время непрерывной зрительной работы не должно превышать в первые дни 15-20 минут, то полная адаптация к прибору происходит к 10 - 14 дню занятий.
Диагностика слабовидящих детей после 14 занятий с применением электронной лупы показала, что
 возросла скорость чтения;
 увеличилось время чтения без признаков утомления.
Телевизионные приборы для чтения слабовидящим и в частности, электронная лупа, занимают особое место при реабилитации детей с нарушениями зрения. Она выгодно отличается от оптических приборов аналогичного назначения возможностью создания больших степеней увеличения при достаточно широком поле зрения и большой глубине резкости, с индивидуальным подбором оптимальной яркости, контрастности, фона, с сохранением правильной осанки, позы, (без утомительного наклона головы), при отсутствии оптических аберраций, а также с возможностью бинокулярного наблюдения текста. Электронная лупа позволяет привлечь к чтению обычного шрифта большую группу детей с низким зрением, без которой чтение было невозможным.
Литература
1. Л.И.Солнцева. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва – 2006.
2. Технические средства реабилитации инвалидов по зрению. Телевизионное увеличивающее устройство для слабовидящих «ElecGeste EM 302». Лаборатория Электроники «ЭлекЖест» Зеленоград – 2007.
3. Б.К.Тупоногов. Основы коррекционной педагогики. «ИПТК «Логос» ВОС» Москва – 2004.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич