Присланные тезисы


Применение информационных технологий

Титаренко С. А.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что студены, выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.
За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др.
Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.
По мнению российских экспертов, применение компьютеров в обучении детей позволяет повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%,объективность контроля знаний учащихся – на 20-25%,повысить успеваемость в среднем на 0,5 балла. Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.
Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники шло в области естественной науки, промышленности высоких технологий. Этим во многом обусловлено то, что с компьютером в наших школах плотно знакомы учителя физики, математики, биологии, сами зачастую в недалеком прошлом ученые. Во внедрении компьютерных учебных технологий в этих предметах и были сделаны значительные успехи.
1. Компьютер на уроках физики.
Основными компьютерными технологиями на уроках физики и, возможно, астрономии, можно назвать
• Компьютерное моделирование;
• Проведение модельных лабораторных работ;
• Использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий;
• Контроль знаний, тестирование;
Это деление довольно условно. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как "Открытая физика", "Физика в картинках" (компания Физикон), "1С: Репетитор. Физика" (фирма 1С), "Курс физики для школьников и абитуриентов" (фирма МедиаХауз), "Физика в текстах, решениях и демонстрациях для школьников и абитуриентов" (Росучприбор) и многие другие. На уроке может быть организован как отдельный этап с использованием компьютерных средств, так и возможно проведение полностью компьютеризированного урока, правда, существуют нормы времени работы за компьютером, по которым это делать не рекомендуется.
2. Компьютер на уроках математики
Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Это можно проиллюстрировать использованием компьютера при изучении темы "Применение определенного интеграла к вычислению площадей" на уроках математики. Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. Разработка в ней задачи интегрирования позволяет, во-первых, освоить многие операции, изучаемые в программном средстве по предмету информационных технологий, и, во-вторых, закрепить материал по интегрированию в приложении к вычислению площадей. Тем самым значительно сокращаются затраты учебного времени по общим предметам. Кроме того использование специализированных программ таких как MATLab, МВТУ и другие позволяют упростить процесс вычисления и решения некоторых сложных дифференциальных и интегральных задач.
3. Компьютер на уроках электротехники.
Лабораторные работы связаны с электричеством и хотя перед каждой работой проводится инструктаж, но опасность поражения током всегда существует. Студенты могут испортить дорогостоящие приборы. Компьютерные программы позволяют виртуализировать электрические схемы. Такие программы как Electronics Workbench, МВТУ и другие позволяют собрать и исследовать схемы на компьютере.
4. Компьютер на уроках черчения( инженерной графике).
В настоящее время разработано большое количество программ упрощающих работу инженера, чертёжника, конструктора. Чертежи можно выполнять на компьютере. Для этих целей используются программы Компас 3D и AutoCAD. Все навыки полученные на занятиях закрепляются в программе.
Возможно использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. Необходима разработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины. Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями, если, конечно, речь идет не о дистанционных курсах, где компьютеры дают практически единственную и максимально приемлемую возможность коммуникации.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич