Присланные тезисы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Королева М. Г.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Королева Мария Георгиевна, (e-mail: hydrazine@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 г. Ростова-на-Дону (МОУ СОШ № 61)
Аннотация
В работе рассматривается использование информационных технологий как способ активизации познавательной деятельности и формировании ключевых компетенций у обучаемых при изучении предмета естественнонаучного цикла. В рамках модернизации Российского образования на смену личностно-ориентированного подхода пришел компетентностный подход. Компетенцию можно разложить на две составляющие: хотеть и уметь. Под желанием обучаемого подразумевается мотивация к познавательной деятельности. Для появления интереса к изучаемому предмету со стороны обучаемого необходимо применение учителем технологий развивающего обучения (технология критического мышления, обучение в сотрудничестве, технология проектного обучения и др.). Для эффективного внедрения современных педагогических технологий служит информатизация учебного процесса. Как показала сегодняшняя действительность компьютер – это одно из необходимых составляющих работы учителя и ученика. Причем это не дань моде, а необходимость в условиях современного развития общества. Примечательно, что применение информационных технологий многофункционально. Они используются для освоения материала, для отработки элементарных умений и навыков в обучающем режиме, диагностическом тестировании качества усвоения материала. Использование информационных технологий не только направляет учащихся на познавательную деятельность, но и на творческий процесс. Например, творческая работа с обучаемыми в рамках проектного обучения может быть выстроена по следующей схеме: Цель проекта → сбор информации (в том числе использование Интернет-ресурсов) → систематизация информации → практическая часть работы → оформление теоретико-практической работы в электронном виде →публичная защита проекта. Особенностью химического образования является сочетание теоретических выкладок с системой практических занятий. Для проведения химического эксперимента нужна хорошо оборудованная лаборатория, максимальный набор химических реактивов, подводка воды, газа и электрического тока. Реализация абсолютных условий для осуществления опытов в рамках школы нереальна в силу наличия определенных норм и требований в школьном образовании. Подобная проблема решается посредством применения IT – технологий. Таким образом, в моей практике выполнение отдельных практических работ сопровождается показом опытов виртуальных лабораторий. Например, для этих целей используется программный электронный продукт «Физикон». Эта программа позволяет наглядно демонстрировать строение атомов химических элементов, гибридизацию электронных облаков, термодинамические и кинетические процессы и т. д. в интерактивном режиме. Такой способ изложения нового материала позволяет детям абстрактную химию представить зрительно. Кроме этого, «Физикон» содержит задачи с решениями, проверочные работы в виде тестов, контрольных вопросов, поурочное планирование для учителя, интерактивную Таблицу Д. И. Менделеева, журнал учета работы ученика. В свете вышесказанного можно утверждать, что использование продуктов научно-технического прогресса делает урок мобильным, комфортным, эффективным, запоминающимся, интересным. Вместе с тем облегчает работу учителя интернет-ресурсы: элементы дистанционного обучения посредством электронной почты, форумов, чатов и т. п. Отнюдь использование современного компьютера в школьном образовании, не снижает ведущей роли учителя. Напротив, способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и совершенствование учителя в своей профессиональной деятельности. В углублённом учебном химическом образовании необходимы и другие специализированные программы. Так для изображения химических реакций используются следующие графические программы: Chem Draw, Chem Win, Isis Draw. Для теоретического прогнозирования свойств и устойчивости той или иной конформации полезно рассчитать ее физико-химические величины (например, потенциал ионизации). В этом случае необходимо знакомство обучаемых с программой Hyper Chem, позволяющая задавать параметры молекул, рассчитывая их энергетические характеристики. Следует отметить, что учащиеся и сами с большим удовольствием конструируют тематические презентации, используя их во время ответа. Причем тематика их работ зачастую имеет прикладной характер: «Химия и косметика», «Здоровое питание», «Химия в быту» и другие. Следовательно, вышеизложенные подходы не только вызывают мотивацию в изучении предмета учащимся, но и формируют у него ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Что важно для выпускника школы в период адаптации к новому витку жизни.
Литература.
1. Электронное издание (мультимедийный компакт-диск) «Открытая химия». Разработчик: компания «Физикон»
2. Сажнева Т. В. Пути повышения качества химического образования. – МОУ Методический центр образования г. Ростов-на-Дону, 2006.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич