Присланные тезисы


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТЕХНОЛОГИИ LIVE-CD

Скосырев Н. Н.
Секция: 1.2. Базовый курс.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Первые темы предмета информатика в каждом классе касаются её ключевых понятий: формы представления информации, информационные процессы и технологии, моделирование. Удобной и суперсовременной иллюстрацией этих понятий является работа по технологии LiveCD. Если ещё четыре года назад практически только один вариант подобной системы был широко известен в мире — Knoppix, то в настоящее время практически каждый дистрибутив Linux имеет версию LiveCD. В прошлом учебном году мы попробовали среди прочих загружаемый вариант Alt Linux 3.0 Travel CD. В рамках государственного заказа фирма "Армада" разрабатывает специальное учебное ПО на базе Linux и летом этого года появилась версия Alt Linux Live CD 4.0 Desktop. Эта версия имеет большой запас программ и при двух уроках информатики в неделю набора инструментов на диске хватит на весь учебный год.
Информационный процесс, с которым знакомятся и в дальнейшем имеют дело в школе и дома учащиеся, в принципе всем хорошо известен и называется загрузкой компьютера. Затруднение, с которым сталкиваются ученики, всего одно — в большинстве случаев их домашние компьютеры имеют настройку по умолчанию рассматривать как первое загрузочное устройство жёсткий диск. Во всех классах с 8-го по 11-й оказалось достаточно пятиминутного упражнения по перенастройке порядка просмотра устройств загрузки после включения питания, чтобы дети надёжно разобрались, что CD-ROM(DVD ROM) должны находиться в этой последовательности раньше жёстких дисков (IDE или HDD).
На первых уроках технология была продемонстрирована на дисках, специально раскопированных учителем для работы в кабинете. А в дальнейшем дети стали приносить свои "болванки" CD-RW и за сентябрь месяц уже более ста LiveCD-дисков записано детям для домашнего использования. И это только четверть от общего числа учащихся. Остальные диски ребята копировали самостоятельно.
В целом скорость обмена данными с лазерными дисками ниже, чем с жёсткими, и на одном компьютерном классе сравнительно старой техники (2002 года Ирбисы, бюджетная поставка) загрузка занимает 3 минуты 20 секунд. Но оказалось, что домашние компьютеры учеников часто загружаются ещё дольше, правда, в первую очередь по причине перегрузки установленными программами и с засорённым реестром.
Наблюдения показали, что многие ребята быстро поняли отличие вариантов загрузки с лазерных и жёстких дисков: за эти три минуты загрузчик ОС с лазерного диска каждый раз заново определяет всю аппаратную конфигурацию и подбирает необходимые драйверы найденных устройств. Применительно к ОС на жёстких дисках сходная процедура выполняется только при первичной установке ОС и затрачивается время не меньше 30 минут. Но после такой установки перенести ОС на другую аппаратную конфигурацию чаще всего уже невозможно.
Упомянутая версия LiveCD успешно загружалась как на стареньком 200 МГц Pentium, так и на современном двухъядерном "сервере". На уроках по теме моделирование основополагающим был вопрос о том, какой из двух процессов — обычная загрузка ОС с жёсткого диска или загрузка по LiveCD — является прототипом, а какой – моделью. Ребята находят аргументы для обоих вариантов гипотезы.
На уроках по информационным технологиям и процессам отдельно рассматривалось копирование "диска целиком". Некоторые ребята приходили из дома "с отрицательным результатом" — копирование всех файлов и папок простым перетаскиванием мышью оказывалось неуспешным, поскольку в этом случае не копируется важный информационный объект — загрузчик диска, который не является ни папкой, ни файлом.
Стабильные условия работы в Linux в условиях постоянной вирусной угрозы в Windows также высоко оценивают ребята. Технология оказывается современной и в плане мобильности: с таким диском человек может прийти в гости, в библиотеку, повсюду, где есть компьютер, и загрузившись с лазерного диска работать, совершенно не затрагивая данные на жёстких дисках. В то же время важным свойством обсуждаемой версии является доступность памяти на жёстких дисках: специального монтирования не требуется. Об этом пришлось вспомнить, когда на 3-4-ом уроках дети разобрались с сетевыми настройками и стали забирать с торрент-сервера провайдера файлы, размером превышающие всю оперативную память компьютера, в которой ещё размещена и сама ОС.
Как это вообще свойственно технологии открытых систем обсуждаемая технология LiveCD естественным образом вовлекает детей в творческий поиск, исследование возможностей. Некоторые ребята даже самостоятельно заметили перспективное свойство технологии — её "продвинутым" вариантом является размещение загружаемой ОС вместе с программами на флеш-накопителях. Кроме этого, она приближает обстановку, когда инструменты прикладной среды и даже промежуточные фазы информационного продукта оказываются размещёнными в сети Интернет, а локальное ПО обязано обеспечивать выход в сеть.
Ребята, имеющие дома подключение к Интернет с радостью сообщают, что дополнительных настроек не потребовалось и "сайты сразу открываются". А вот в кабинете информатики нам понадобилось "искусственное затруднение" — чтобы смысл основных сетевых настроек и агентов стал понятен, пришлось отключить сервер DHCP, который занимался автоматической раздачей сетевых адресов. В условиях "конфигурации вручную", последовательно указывая собственный уникальный IP-адрес в локальной сети, IP-адрес шлюза и адрес сервера имён провайдера, ребята добиваются сначала выхода на собственный почтовый и веб-сервер школы, затем на любые серверы в Интернет по числовым IP-адресам, и, наконец, начинают работать буквенные гиперссылки (доменные имена).
Не удержусь, чтобы привести пример мальчика из восьмого класса, который уже через неделю поделился опытом своих домашних экспериментов: он уже нашёл сайт www.no-ip.com, на котором любой желающий может зарегистрировать себе доменное имя и установив дома программу-клиент сообщать серверу свой текущий (динамический) IP-адрес. Михаил пришёл уже с конкретным вопросом: почему его сервер виден другим абонентам провайдера и не виден "снаружи" из Интернет? Пришлось объяснять ему принцип работы proxy-сервера провайдера и подумать о выделении этому ученику для его развития персонального пространства на школьном сервере, имеющем статический Интернет-адрес.
Без преувеличения можно сказать, что технология LiveCD оказалась для предмета информатики весьма гибким, универсальным средством, пригодным для иллюстрации всех, даже казалось бы сугубо теоретических вопросов. Например, в 11-х классах по социальной информатике вопросы этики и безопасности обретали конкретное воплощение в ходе индивидуальной регистрации на форумах и серверах обмена нашего широкополосного провайдера "Спарк". Ребята с удовлетворением отмечали, что проигрыватели на LiveCD-диске уже снабжены современными кодеками и клипы (фильмы, мультфильмы, документальные записи) удаётся сразу просмотреть.
При обсуждении работы с традиционными документами легко усваивались вопросы совместимости. После многочисленных заминок, которые дома многие имели после установки MS Office 2007, все оставались довольны тем, что процессоры OpenOffice.org не только читают, но и сохраняют документы в форматах Microsoft.
Ограничение, связанное с конечной вместимостью диска, не важно — CD это или DVD, легко компенсируется разнообразием конфигураций (версий) и принципиальной возможностью скомпоновать подобный LiveCD по своему усмотрению.
Наш педагогический опыт убеждает в том, что технология LiveCD обладает богатыми возможностями в плане развития информационной компетентности и информационной культуры учащихся на уроках информатики. Продолжение работы в той же самой среде в домашних условиях ценно как для традиционного обучения, так и для дистанционных форм обучения. Например, постепенно выяснилась потребность в размещении iso-файла образа LiveCD-диска на внешнем сервере школы, трафик с которого для всех абонентов сети "Спарк" считается внутренним и не тарифицируется. Таким образом, все желающие могут скопировать себе этот диск с сервера http://86.110.180.18 и мы рекомендуем технологию LiveCD как "мягкий" вариант перехода от платформы Microsoft Windows к свободному программному обеспечению на основе Linux.
Следующим радикальным вариантом информационной технологии, приготовленным к опробованию в учебном процессе, является терминальный сервер. В этом случае ученические машины имеют минимальный CD-загрузчик, обеспечивающий доступ к серверу, откуда они и "получают" операционную систему и большой набор инструментов. Технология "тонких клиентов" известна в образовании довольно давно. Её сильные и слабые стороны хорошо известны. В современных условиях аппаратные возможности обеспечивают некоторый запас относительно программных "аппетитов" клиентов и поэтому новое обращение к "старым технологиям" вполне оправдано. Предлагаемый фирмой Alt Linux терминальный сервер нам понравился и надёжно работает в кабинете информатики. Но о его дидактических ресурсах мы расскажем в следующий раз.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич