Присланные тезисы


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" В 10 – 11 КЛАССАХ ХУДОЖЕСТВЕННО – АРХИТЕКТУРНОГО ПРОФИЛЯ МОУ ГИМНАЗИЯ №35

Карпика Э. И.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" В 10 – 11 КЛАССАХ ХУДОЖЕСТВЕННО – АРХИТЕКТУРНОГО ПРОФИЛЯ МОУ ГИМНАЗИЯ №35
Карпика Элина Игорьевна gatiora@yandex.ru, sch@35aaanet.ru

МОУ гимназия №35 344007, г. Ростов - на - Дону, п. Соборный 1.
Аннотация
В докладе рассматриваются некоторые аспекты применения информационных технологий при преподавании предмета "История изобразительного искусства". Описан опыт использования информационных компьютерных технологий на уроках и полученные при этом результаты.
Литература


Преподавание курса художественно-эстетических дисциплин традиционно связано с рядом трудностей. Во-первых, программа преподавания предмета "Мировая художественная культура" не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к объёму знаний, навыков и умений выпускников художественно-архитектурных классов. Во-вторых, в течении длительного периода отсутствует программа углублённого изучения предмета "История искусства" для общеобразовательных школ. В третьих, специфика указанных предметов предполагает оборудование классов современными мультимедийными демонстрационными средствами, а также умение преподавателей использовать эти средства на уроках.
Указанные проблемы в течении долгого времени решить не удавалось в силу ряда объективных и субъективных причин. Созданные в ранее программы предполагали использование таких средств, как теле-видео аппаратура, диапроекторы, фильмоскопы и эпидиаскопы. Проверка знаний, навыков и умений осуществлялась с помощью карточек с вопросами и иллюстрациями произведений искусства, вырезанными из журналов и другой литературы.
Опыт использования этих средств на уроках истории искусства в 10-11 классах гимназии № 35 в период с 2002 по 2006 год позволил сделать вывод о недостаточной эффективности указанных средств для решения задачи повышения показателя качества обученности по предмету. Так в указанный период этот показатель увеличился в среднем на 5%, что с моей точки зрения явно недостаточно.
В 2006 году гимназия получила возможность оснастить учебный процесс компьютерной техникой, интерактивными досками и другими необходимыми инструментами.
Одновременно с процессом модернизации учебно-материальной базы перерабатывались учебные программы. Основной целью этого процесса было включение в учебные программы новых информационных технологий, реализуемых посредством нового оборудования.
Внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий в работе художественно-эстетического цикла гимназии на занятиях по истории искусств позволило добиться высоких результатов усвоения учебного материала.
Так, показатель качества обучености по предмету с 2006 по 2008 год увеличился на 12%, что существенно превышает аналогичный показатель 2002-2006 годов.
Кроме того, целесообразно отметить, что возросший уровень компьютерной грамотности обучающихся старших классов позволяет ставить им самостоятельные задачи по изучению отдельных тем предмета "История искусства". Опыт подобных уроков на базе компьютерного класса позволяет сделать вывод о целесообразности распространения его на другие темы, традиционно "не помещающиеся" в сетку часов.
Например, история искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отве¬дённых на предмет. Однако учащимся рекомендуется самостоятельно познакомиться с искусством этих стран во время посещения музеев и выставок, а также используя возможности мультимедийных энциклопедий и глобальной сети Интернет.

Другое направление использования информационных технологий связано возможностью применения сети для совершения виртуальных экскурсий по художественным музеям всего мира, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени.
Одна из основных задач курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художни¬ков.
Информационные технологии не ограничиваются только компьютерными технологиями, а должны рассматриваться значительно шире. Так, запись фрагментов передач телевидения, освещающих культурные события мира, с последующей демонстрацией на уроках позволяют интересно и насыщено проводить учебные занятия, семинары, диспуты. Видеодокументы позволяют подтверждать, либо опровергать выносимые на обсуждение тезисы, заставляют мыслить творчески, не по шаблону.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа.
Отсюда основная цель предмета – формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность – силой воздействия различных искусств в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Предлагаются следующие элементы методики преподавания предмета "история искусства":

1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).
2. Виды занятия:
• Рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски;
• диспут, семинар (интерактивная доска, документ-камера, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы
• виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
3. Формы работы учеников: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw)
4. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест - опрос при помощи электронных пультов и системы голосования, что значительно экономит время на уроке и позволяет осуществлять 100% контроль над качеством обучености (универсальные системы тестирования RomeXoft MultiTester System).

Инновационная программа "История изобразительного искусства 10-11 класс", реализующая указанные элементы, определяет минимальный объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется свобода творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития каждого из пяти видов изобразительного искусства.
В перспективе, с целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства, материал программы может быть расширен на фа¬культативных занятиях.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич