Присланные тезисы


О некоторых аспектах использования интерактивного оборудования в преподавании истории и обществознания

Вангели А. Д.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

О некоторых аспектах использования интерактивного оборудования в преподавании истории и обществознания
учитель истории и обществознания МОУ Куйбышевской СОШ
Вангели А.Д.
Еще несколько лет назад о компьютерах в школах можно было лишь мечтать, но и тогда многие педагоги решались отойти от традиционных репродуктивных методов и применять новые, продуктивные.
Нынешняя социально-экономическая ситуация в России позволяет уделять больше внимания и материальных средств образованию, в том числе и школьному: происходит оснащение компьютерной техникой, школьные библиотеки пополняются новыми учебными пособиями в том числе и на электронных носителях. Каждый учитель, помимо этого, старается обеспечить основу своего труда своими силами: приобрести наиболее актуальные учебно-методические комплекты, которые позволили бы реализовать поставленные цели.
Но, если бы все было так просто: оснастил кабинет компьютером и все проблемы разрешились сами собой; приобрел электронное пособие и уровень знаний учащихся, их мотивация повысились. Другими словами большое значение имеет не только техническая, материальная сторона вопроса, но и другая – умеем ли мы применять технические средства, эффективно ли их используем. Мало того, с психологической точки зрения недостаток, а также избыток наглядных пособий, частота применения компьютерных презентаций на уроках может способствовать снижению мотивации, уровня обученности из-за эффекта привыкания, переизбытка информации.
Означает ли это, что необходимо жестко подходить к дозированию применения информационно-компьютерных технологий на уроках? Да. Следует ли снизить интенсивность информации? Да. Не нужно только впадать в крайности: с одной стороны, опасаться полной замены живого труда учителя электронным «наставником», а с другой – возвращаться в «докомпьютерную» эпоху. Как и в любом деле, здесь необходима золотая середина. Выбирая в качестве основного метода исследовательский, необходимо тщательно подходить к отбору содержания образования, выбору эффективных приемов и форм преподавания.
Как эту проблему решать предметно, применительно к учащимся разных возрастов? К примеру, возьмем пятиклассников. Это учащиеся младшего школьного возраста, для которых важно не только слышать, но и видеть. Тем более, что материал, изучаемый на уроках истории Древнего мира, чрезвычайно разнообразен, увлекателен и нов для ребят. Поэтому я готовлю для уроков разнообразные электронные наглядные пособия, многие из которых представляют собой демонстрацию целого ряда иллюстрации к теме урока. Однако на этом, сравнительно простом, уровне я не останавливаюсь, пытаясь совершенствовать свои навыки:
• выстраиваю ряд фактов и даю задание учащимся восстановить хронологическую последовательность
• выстраиваю ряд изображений предметов и даю задание выделить только те, которые имеют отношение к изучаемому явлению
• выстраиваю изображение, с помощью которого учащиеся пытаются выделить признаки изучаемого явления
• выстраиваю изображения, сравнивая которые, учащиеся делают вывод об изменениях, произошедших на определенном этапе развития общества
• подготавливаю задания, способствующие выработке необходимых умений и навыков учащихся
• подготавливаю факты, характеризующие какие-либо явления; учащиеся должны их правильно расположить и сделать соответствующие выводы
• подготавливаю суждения, которые необходимо оценить по критерию истина-ложь, что служит одним из приёмов закрепления материала или проверки его усвоения
• подготавливаю ряд изображений, которые позволяют восстановить последовательность событий, объяснить результаты события
Электронные наглядные пособия имеют целью не только продемонстрировать учащимся некие иллюстрации, но и выработать у них необходимые умения через манипуляцию объектами на интерактивной доске.
В середине 2006-2007 учебного года нашей школе по программе Национального проекта «Образование», а также в качестве поощрения победителя конкурса в рамках ПНПО, была поставлена интерактивная доска InterWrite компании GTCO CalComp в комплекте с необходимым оборудованием (компьютер, мультимедийный проектор). Это устройство технологически отличается от подобного устройства компании SMART Technologies Inc. (подробности можно узнать на сайтах компаний: www.gtcocalcomp.com, www.smarttech.com).
Устройство можно использовать разными способами: от банального «телевизора», до поистине интерактивного гаджета. Дополнительное оборудование, производимое компанией, позволяет сделать интерактивным, в том числе, и процесс отслеживания уровня усвоения стандарта образования каждым обучаемым.
Интерактивное оборудование позволяет решить несколько проблем, возникающих в процессе обучения:
• повысить интерес обучаемых к предмету;
• повысить эффективность усвоения обучаемыми стандарта образования.
Повышение мотивации к обучению сегодня довольно серьезная проблема, ведь школе приходится конкурировать с развлекательным телевидением, не всегда познавательным Интернетом за внимание учащихся. Но нам не нужно внимание детей само по себе, нам необходимо направить его в полезное русло – подготовить детей к жизни в быстро изменяющемся обществе. Для этого приходится идти на определенные хитрости: вводить в процесс обучения элементы игры, мультипликации, рисования. Все это позволяет сделать интерактивное оборудование.
Не за горами введение новых стандартов образования. Какими они будут? Поживем – увидим, но, без сомнения, требования к уровню подготовленности обучаемых проще не станут. А это значит, что нам, учителям, необходимо наращивать эффективность процесса обучения, осваивая новые технологии. Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход, чего нам, историкам, иногда не хватает. Очень увлекательно и познавательно как пятиклассникам, так и выпускникам, превратить белую доску в контурную карту или в поле битвы, картинную галерею или проектное бюро.
Естественно, старшеклассники (учащиеся 9-11 классов) требуют иного подхода к созданию образовательного пространства. Им необходимо больше не наглядного материала (хотя и его должно быть достаточно), а фактов, схем, логических цепочек, нуждающихся в комментарии, анализе:
• работа с особого вида контурной картой с целью определения принадлежности страны к группе
• выстраивание фактов по типу «причина-следствие» (так называемые логические цепочки) с целью воссоздания определенного процесса
• решение проблемы урока с использованием такого приема как «фишбоун», что делает процесс работы над задачей более увлекательным и наглядным
• работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной, если предложить учащимся ее в виде наглядной «линии времени», это вовлечет всех учащихся в решение задачи, что позволит избежать пассивности на уроке
• ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске
• проведение диспутов по наиболее острым вопросам отечественной и зарубежной истории без фиксации высказанных идей лишает оппонентов опоры: без знания аргументов «противника» невозможно выстроить стратегию защиты своей позиции
• распределение разнородных данных с использованием цветового кода гораздо продуктивнее и эффективнее составления простой таблицы, кроме того, что подобный прием позволяет значительно сократить время выполнения задания
• публичное высказывание своих предположений по означенной проблеме с последующим использованием их в решении проблемы урока
Все перечисленные приемы доказали свою эффективность, так как позволяют имитировать деятельностный подход в процессе изучения истории, обществоведческих курсов.
Существующие мультимедийные пособия (в частности, анимированные сюжеты) зачастую не подходят к конкретным нуждам преподавателя по разным причинам. Нужно постоянно отбирать из огромного спектра предлагаемого то, что в большей степени служит реализации конкретной цели урока, экономит время, делает процесс обучения более эффективным.
Применение современных технических достижений, информационных технологий сегодня становится первоочередной задачей преподавателя любой дисциплины, так как наш «продукт» - это сформированные компетентности: информационные, коммуникативные и так далее. Важно не столько «заполнить» багаж ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество. А как измерить по этим показателям эффективность работы преподавателя? Что позволит отличить профессионального, современного учителя, от ремесленника? На мой взгляд – это не столько умения самого учителя, сколько достижения его учеников.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич