Присланные тезисы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ.

Шилина Л. Л.
Секция: 1.2. Базовый курс.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ.
Шилина Людмила Леонидовна (veterkova_77@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени В. А. Шеболдаева (МОУ СОШ № 23) города Гуково.

В современном обществе, на этапе реформирования образования главной задачей является воспитание всесторонне развитой личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”. Решению поставленных задач способствует использование межпредметных связей на уроках. Не раз поднимался вопрос об объединении нескольких предметов, мотивируя целесообразность такого подхода тем, что познания в различных областях науки, искусства и культуры приобретает один ребенок и сведение их воедино должно облегчить усвоение разнородных фактов. Однако, он так и остался открытым. Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: научно-техническая революция и социальный прогресс потребовали существенного изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграцией и дифференциацией. Мы являемся свидетелями того, как потребности современной практики вызвали к жизни новые «синтетические» науки: математическая логика, радиохимия, геофизика, социальная психология и многие другие. Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. В лучшем случае можно видеть интеграцию родственных предметов, и исключительно в редких случаях два преподавателя, ведущих совершенно различные предметы, сотрудничают на одном занятии. Переход на новый виток развития образования предполагает внедрение межпредметных связей на уроках информатики одним учителем. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на каждом уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей. Интеграция, на мой взгляд, – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности. Следует отметить, что использование межпредметных связей на уроке информатики при изучении базового курса значительно повышают познавательный интерес учащихся. Так при изучении темы "Компьютерное моделирование" учащимся предлагается создание моделей процессов влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца; структурной модели родословной по определенному описанию. При разработке практических работ необходимо подбирать биологические задачи для использования на уроках информатики. Большой интерес у учащихся вызывают обобщающие уроки математика – информатика ("Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel" 9 класс, "Решение неравенств с одной переменной" 8 класс, "Решение уравнений" 9 класс, "Решение квадратных уравнений" 8 класс, "Графики функций и их свойства" 9 класс, "Циклические алгоритмы. Построение графиков тригонометрических функций" 10 класс). Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества. Хочется подчеркнуть, что несмотря на отсутствие четких взаимосвязей в программах и учебниках, каждый имеет широкие возможности для реализации межпредметных связей в процессе обучения. И это должно диктоваться, прежде всего, заботой о формировании диалектического мировоззрения учащихся. Для этого нужно, чтобы содержание образования и методы обучения были органически взаимосвязаны и взаимозависимы.
Литература.
1. Говорухин В. Н., Цибулин В. Г. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.
2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Части 1, 2, 3/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич