Присланные тезисы


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гусева И. А.
Секция: 2.4. Контроль и оценка результатов обучения.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гусева Инна Александровна (gyseva_inna@mail.ru)
Областное государственное образовательное учреждение образовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №2 г.Каменск-Шахтинского (Каменская школа-интернат №2)

Аннотация
В статье рассматривается использование ИКТ при проведении разноуровневой проверочной работы, способствующей формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения.

В настоящее время актуальной является проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Овладение данными действиями позволяет школьникам правильно организовать свою учебную деятельность, осуществляет коррекцию всех составляющих ее действий, способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность.
Решение данной задачи возможно в условиях безотметочного обучения, предполагающего кардинальные изменения видов и форм контроля и оценки.
На примере разноуровневой проверочной работы пронаблюдаем использование ИКТ.
Данная форма работы ставит своей целью определение уровня развития познавательного интереса учащихся, отслеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка).
Контроль со стороны учителя выполняет развивающую и диагностическую функции.
Составленные мною проверочные работы носят дифференцированный характер, причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения.
Рассмотрим задания на примере разноуровневой проверочной работы в 3 классе по теме: Умножение многозначных чисел на однозначное число.

Задания тестового характера
1-й уровень — учащийся еще не может сам решить предложенную задачу, поэтому цель задания — отделить правильное решение от неправильного.
Критерии оценок Прог-ност. оценка Задание Оценка Ошибки, трудности
моя учителя
1. Отметить правильную заготовку, не решая примера

□ 546
х 2
. . . . □ 1467
х 5
. . . . □ 2063
х 7
. . . .
2. Отметь правильно решенный пример
□ 324
х 3
962 □ 324
х 3
972 □ 324
х 3
1269
3. Найди примеры, в которых нет ошибок
□ 1349
х 4
5396 □ 5008
х 5
25590 □ 6013
х 6
36078
Далее аналогичные задания

2-й уровень — учащийся уже может выполнить задание сам, но ему необходима опора на правильный ответ.
Ученик после выполнения задания может сделать запрос к учителю и получает карточку с правильными ответами.
Критерии оценок Прог-ност. оценка Задание Оценка Ошибки, трудности
моя учителя
1. Не выполняя действий, показать стрелочками переполнение разрядов

□ 208
х 3
□ 546
х 2
□ 8409
х 7
2. Отметь точками количество цифр в произведениях
□ 524
х 4
□ 1086
х 9
□ 307
х 3
3. Реши примеры

□ 865
х 6
□ 7004
х 8
□ 2417
х 7

Далее аналогичные задания

3-й уровень — учащийся выполняет задания сам, но теперь у него есть несколько ответов, среди которых есть правильный.
Критерии оценок Прогност. оценка Задание Оценка Ошибки, трудности
моя учителя
1. Найди правильный ответ данного примера
8435
х 6

1) □ 50580
2) □ 48610
3) □ 50610
4) □ 5070
2.Составь и реши примеры

х  . . . .
7
. . . . . х  . . .
5
38 . . х  . . . .
.
49 . . .
Далее аналогичные задания

Задания репродуктивного характера
4-й уровень — учащийся сам выполняет, проверяет задания, которые могут быть аналогичными 2 уровню, но тут учащийся не должен обращаться к учителю за карточкой, в которой находятся правильные ответы.

Задания «творческого» (продуктивного) характера
5-й уровень – учащемуся не нужно решать предложенную задачу. Задание заключается в том, чтобы придумать такую же задачу.
Критерии оценок Прогност. оценка Задание Оценка Ошибки, трудности
моя учителя
1. Составь «заготовки» для умножения чисел с переполнением разрядов
2. Составь «заготовки» для решения примеров на умножение, в которых известен один из множителей
3. Придумай примеры, где количество цифр в произведении:
а) остается равным одному из множителей,
б) увеличивается,
в) уменьшается, и реши их
и т.п.


6-й уровень — учащийся должен придумать «ловушки» по изученной теме, которые позволяют выявить «ошибкоопасные места» в предложенной задаче.
Критерии оценок Прогност. оценка Задание Оценка Ошибки, трудности
моя учителя
1. Составь «заготовки» для умножения чисел в «столбик» (часть из них с «ловушкой»)
2. Составь «заготовки» для решения примеров на умножение где известен один из множителей
3. Измени примеры так, чтобы не было «ловушек» и реши их
х7 …
8
56.. и т.п.


Количество заданий в каждом уровне должно быть больше, чем ребенок успеет выполнить за урок.
Уровень работы учащиеся выбирают сами. Для этого перед проверочной работой детям предоставляется возможность ознакомиться со всеми 6 уровнями проверочной работы и выработать критерии оценки.
Именно на этом уроке необходимо применение информационных технологий, так как фиксация результатов выполнения проверочной работы производится с помощью многобалльной системы оценивания; то учащемуся необходимо определиться не только с тем, какой из уровней ему под силу, но и определить ценность заданий каждого уровня, так за задание 1 уровня ученики могли предложить 1 балл, а за 6-й уровень иногда 5 баллов, иногда и 10 баллов. Сделать это намного проще и быстрее при демонстрации презентации выполнения проверочных заданий. После того, как дети определились с выбором уровня, то они замечали, что в заданиях 5 и 6 уровня были включены задачи, которые решаются неизвестным способом или решаются известным способом, но в нестандартной ситуации.
Очевидно то, что использование ИКТ экономит до 40% учебного времени, повышается плотность урока, на котором дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самое главное — оценивать свои возможности, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.

Литература
1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с.
2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996. – 208с.
3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск., 1993. – 145 с.
4. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки. – М.: Рига, 1999. – 133 с.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич