Присланные тезисы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аимбетова Т. А.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аимбетова Татьяна Александровна (aimbetova_tatya@mail.ru)
Областное государственное образовательное учреждение образовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №2 г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (Каменская школа-интернат №2)

Аннотация
В данной статье говорится о подготовке старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку (уровень С1).

Выбор данной темы продиктован ее актуальностью и жизненной необходимостью, так как основной формой аттестации одиннадцатиклассников по русскому языку и литературе (в ЕГЭ блок «С») по-прежнему остается сочинение, в котором проявляется творческий, интеллектуальный уровень выпускника, его личностный склад, умение ярко, смело, самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию своим неординарным словом, его готовность стать политическим деятелем, публицистом, педагогом, полезным обществу человеком. Сочинение является той формой самовыражения, которая направлена на формирование и развитие личностного начала в человеке.
Актуальность данной темы нашла отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года («...более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических, эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности»). Считаю, что обучать сочинению, созданию собственного текста в современных условиях целесообразнее всего с использованием компьютерной технологии.
Для достижения результата использую в основном технологию личностно ориентированного обучения.
Отличительной особенностью данной технологии и системы работы над сочинениями разных жанров старшеклассников считаю следующее: содержательная и деятельностная стороны обучения ориентированы на то, чтобы помочь юношам и девушкам в решении тех проблем, которые встают перед ними в возрасте 16-17 лет особенно остро (завершение процесса формирования мира эмоций, процесса развития самосознания, проблема общения и обособления, социальное самоопределение и другие). Предлагаю учащимся вместе с учителем создать базу электронных учебных средств и материалов, текстов, практических заданий и других контрольно-измерительных материалов по русскому языку и литературе для пользователей школы-интерната №2. Такого рода работы считаются зачетными, итоговыми по окончании факультативного курса «Литературно-техническое редактирование». Таким образом, учащиеся живут под девизом «Научусь быть патриотом школы — стану патриотом Родины», реализуют многие пункты школьного Проекта «Информационно-образовательная среда школы», заинтересованно и осознанно готовятся к ЕГЭ по русскому языку, обучаясь на компьютере работать с черновиком, корректируя написанное.
Компьютерная технология, применяемая на занятиях факультатива, является «проникающей», так как применение компьютерного обучения проводится по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач.
При этом акцентируются следующие темы:
 формирование умений работать с любой информацией;
 развитие коммуникативных способностей;
 подготовка личности «информационного общества» (ученику дается так много учебного материала, как только он может усвоить);
 формирование исследовательских умений, умения принимать оптимальные решения (корректирование текста).
При составлении учебной рабочей программы факультативного курса «Литературно-техническое редактирование» учитывала следующие концептуальные положения:
 обучение — это общение ученика с компьютером;
 принцип адаптивности (приспособление компьютера и содержания образования к индивидуальным особенностям ученика, свободный выбор темы и формы впускной квалификационной работы одиннадцатиклассниками, временных рамок ее исполнения);
 диалоговый характер обучения;
 управляемость (в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения);
 взаимодействие ученика с компьютером может осуществляться по всем типам (субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект);
 оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы (квалификационные работы можно выполнять индивидуально и в группе);
 обеспечение состояния психологического комфорта при общении ученика с компьютером;
 неограниченное обучение (содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики).
Прежде чем «запустить в действие» факультатив, сформулировала содержательную базу, включила в состав информационного массива различную текстовую, графическую, иллюстративную информацию, словари, схемы, справочники с обязательной их формализацией.
При реализации рабочей программы факультативного курса «Основы литературно-технического редактирования» столкнулась с острой необходимостью самостоятельно пополнять базу данных. Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования как раз и является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
При проведении факультативных занятий столкнулась с методическими трудностями. В варианте «проникающей» технологии весьма актуальным оказался вопрос о соотношении компьютерной и элементов других технологий. В процессе работы сложилась стройная система функций компьютера, который использовался на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов. Это функции учителя и рабочего инструмента
В функция учителя компьютер представляет:
 источник учебной информации;
 наглядное пособие;
 индивидуальное информационное пространство;
 тренажер;
 средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента (именно эта функция является ведущей на факультативных занятиях):
 текстовый редактор;
 графопостроитель, графический редактор;
 средство моделирования.
В перспективе предполагается использование таких функций, как объекта обучения (программирование, применение различных информационных сред), «сотрудничающего коллектива» (коммуникация с широкой аудиторией через интернет), игровой среды (использование игровых программ филологической направленности, компьютерная экранизация литературных произведений).
Литература
1. Лосева Л.М. Как строится текст. М, «Просвещение», 1980.
2. Рейнке В.И. Шапкин. О трудном в орфографии и пунктуации. Л., «Просвещение», 1971.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.. Секреты хорошей речи. М., «Международные отношения», 1993.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., «Просвещение», 1988.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., «Просвещение», 1977.
6. Рос Джей. Как писать предложения и отчеты, которые приносят результаты. Минск, «Амалфея», 1996.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич