Присланные тезисы


ИКТ как средство социальной реабилитации и интеграции слабовидящих школьников в общество

Боброва Л. В.
Секция: 7.1. Информационные технологии в обучении детей со специальными потребностями.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ИКТ как средство социальной реабилитации и интеграции слабовидящих школьников в общество

Боброва Лариса Витальевна, образцовый учитель SMART, победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреат конкурса «Учитель года – 2008» (Bobr63@ctsnet.ru)

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 IV вида г.Ростова-на-Дону

Аннотация

Одна из основных задач коррекционной школы - обеспечить условия для формирования самостоятельной, конкурентоспособной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе открывает новые «обходные пути» инвалидности, расширяя возможности для коррекционно-развивающей работы, усиливая личностно-развивающий потенциал образовательной среды, раздвигая границы информационно-образовательного пространства.

ИКТ как средство социальной реабилитации и интеграции слабовидящих школьников в общество

Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
Марина Цветаева

Социально-экономические преобразования в обществе, сокращение рабочих мест в системе ВОС, привели к тому, что привычная до 90-х годов система трудоустройства, когда большинство выпускников коррекционных школ III и IV вида имело возможность получить профессию и работать в учебно-производственных предприятиях и организациях Всероссийского общества слепых, сегодня не в состоянии обеспечить всех желающих рабочими местами. Как свидетельствует статистика, все чаще инвалиды по зрению выходят на открытый рынок труда, до 80% выпускников школ для слепых и слабовидящих поступают в СУЗы и ВУЗы общего типа. Следовательно, одна из основных задач коррекционной школы - обеспечить условия для формирования самостоятельной, конкурентоспособной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к непрерывному образованию и самообразованию, к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
«Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией», - утверждал английский государственный деятель Бенджамин Дизраэли. Чтобы достичь успеха, быть востребованным на рынке труда, слабовидящему школьнику необходимо иметь доступ к информации и уметь ее использовать. И здесь на помощь приходят информационно-компьютерные технологии. Компьютер расширяет возможности самостоятельного овладения информацией, облегчает ее обработку. ИКТ для слабовидящих детей, пожалуй, даже важнее, чем для зрячих, так как их использование позволяет компенсировать отклонения в развитии, вызванные заболеванием, уравнять возможности слабовидящих со зрячими, т.е. установить информационное равноправие инвалидов по зрению в современном обществе. Как показывает опыт, несмотря на специфические особенности, обусловленные нарушениями зрения, скорость работы на компьютере слабовидящего школьника, овладевшего ИКТ, не отличается от скорости работы его нормальновидящих сверстников, а по качеству нередко превосходит. Осознание собственных преимуществ помогает детям с нарушениями различных функций зрительного анализатора поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов неполноценности, обусловленных болезнью.
Кроме того, использование средств новых информационных технологий в образовательном пространстве коррекционной школы позволяет усилить мотивацию учения школьников с нарушениями зрительного анализатора, сделать обучение не только более интересным, но и личностно ориентированным, открывает резервы образовательного процесса и личности его участников и, как следствие, обеспечивает достижение нового качества образования. Современные информационно-компьютерные технологии позволяют пересмотреть традиционные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, найти иные подходы и средства. Приемы педагогической техники с применением ИКТ становятся более эффективными, возможности повышения интереса к учебному материалу – безграничны.
Слабовидение влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, вызывает появление негативных характерологических особенностей. Общепризнан факт, что практически все инвалиды по зрению испытывают сложности в общении, недостаток положительной обратной связи от окружающих. Решение проблем по расширению социальных контактов учащихся со зрительной депривацией, вербального и невербального общения, развитие коммуникативных способностей – необходимое условие их успешности в жизни. Владение ИКТ позволяет слабовидящим школьникам установить контакт, вести диалог, дает опыт не только личного или совместного общения и творчества внутри коллектива, но, самое главное, позволяет выйти за эти границы и приобрести опыт взаимодействия и сотворчества с теми, кто отделен расстоянием.
«Главными целями стандарта специального образования выступают: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в общество и обеспечение достижения потенциально возможного уровня образованности в соответствии со ступенью и вариантом образования». (Из нормативных документов) ИКТ – важнейший инструмент, использование которого «компенсирует» имеющийся недостаток развития слабовидящего ребенка, помогает ему достигнуть социальной полноценности.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич