Присланные тезисы


АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Невзорова В. И., Гонтарева М.Н.
Секция: 2.5. Профессиональное образование.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Аннотация
Изложены подходы к мониторингу профессионального самоопределения будущего специалиста на основе информационных технологий

На разных стадиях обучения проблема профессиональной траектории студента актуализируется в том или ином ее аспекте. В начале - это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На третьем курсе актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы. Выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда.
Мы проводим постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью выявления его соответствия ожидаемому результату на основе информационных технологий, создавая единое образовательное пространство учебного заведения и осуществляя контроль качества обучения, сформированности профессиональных намерений и соответствия студента выбранной профессии на протяжении его обучения в колледже через систему мониторинга, который является средством обратной связи в реализации управленческих действий.
Поскольку мониторинг профессионального самоопределения является масштабной задачей, предполагающей обработку большого объема информации, наиболее удобным способом решения этой задачи мы считаем автоматизацию процесса ее решения. Мы структурировали предметную область профессионального самоопределения студента, детально проработали технологию решения, включая математический аппарат.
Осуществив сбор и анализ информации и требуемых функциональных возможностей системы автоматизированного мониторинга, мы разработали структуру фундаментального компонента информационной системы мониторинга - базы данных, при создании и поддержке которой осуществляется упорядочение, группировка, классификация информации, регулярно проводится анализ результатов, получают обобщенную оценку и концентрируются нужные данные. Для построения базы данных мы выбрали реляционную модель, поскольку она на сегодняшний день является доминирующей для обработки данных, так как опирается на мощный математический аппарат – реляционную алгебру и реляционное исчисление.
Нами последовательно выделены наиболее важные для мониторинга сформированности профессионального самоопределения выпускников компоненты информационной системы:
• Центральной сущностью исследуемой предметной области является студент и оценка результатов его образования. Весь период обучения студента в колледже в базе данных фиксируются оценки знаний, результаты творческой исследовательской деятельности, достижения в олимпиадах, научно-технических, профессиональных конкурсах, обработанные данные профессиональной диагностики, характеристики руководителей производственно-технологических практик, справки о внедрении результатов курсовых проектов и т.д. – профессиональное досье, которое может стать решающим фактором в принятии положительного решения о приеме на работу работодателя.
• Регламентирует образовательную деятельность колледжа учебно-программная документация: Государственные образовательные стандарты и рабочие планы реализуемых в колледже специальностей. Профессионально разработанный учебный план определяет качество функционирования педагогической системы, обеспечивает безукоризненное выполнение государственного образовательного стандарта, а также системный подход к распределению педагогической нагрузки, создает условия для разработки оптимального расписания учебных занятий.
• Для успешного осуществления методического руководства инновационной деятельностью колледжа, мониторинга методического уровня педагогических кадров, а также систематизации методического обеспечения мы считаем целесообразным включение в общую информационную систему автоматизированного модуля методической службы.
• В базе данных накапливается документация, регламентирующая организацию процесса обучения: распределенная педагогическая нагрузка, расписание занятий, выполнение педагогической нагрузки и т.д.;
Для того, чтобы студент мог ориентироваться в содержании стандартов работ, перечне необходимых для профессиональной деятельности компетенций мы создали Банк профессий и подобрали диагностический инструментарий на соответствие стандарту профессии, сформированности профессионального самоопределения.
В банк профессий введены:
• краткий перечень видов ответственности, предусмотренных каждым профессиональным стандартом,
• более детальное описание видов работ,
• необходимые личностные качества и общепрофессиональные умения и навыки,
• специфические требования к кандидату, продиктованные особенностью того или иного вида деятельности,
• рекомендательные подсказки уровня образования для соответствия рыночному стандарту конкретного вида деятельности,
• потенциальное место работы,
• возможность открытия собственного дела,
• прогноз карьеры на основе опыта развитых рыночных государств, с учетом российского.
Студент ежегодно заполняет анкету на соответствие стандартам выбранной профессии, внося изменения по мере профессионального и личностного роста. В анкете он указывает желаемое место работы, должность, ожидаемую зарплату, виды работ, которые могут иметь реальный спрос на рынке труда, виды ответственности, которые студент готов взять на себя, какими современными техническими средствами владеет, технологический уровень владения этими средствами, какие виды работ, пользующиеся спросом на рынке труда может выполнять на данных технических средствах с использованием данных технологий. Выделяет конкретные виды деятельности, в которых проявлены общепрофессиональные умения и навыки и степень этого проявления. Периодически во время обучения и на завершающем этапе студент выполняет тестовые задания на соответствие стандарту выбранной профессии.
Автоматизированная система мониторинга позволила систематизировать накопленные данные о результатах обучения студентов в течение нескольких лет, начиная с поступления в колледж и до выпуска, оценить результаты достижений студентов, изучить динамику уровня сформированности профессионального самоопределения студентов. В ходе мониторинга образовательной среды мы отслеживаем:
1) успешность профессионального обучения:
• изменения уровня и качества подготовки студентов каждой группы в течение нескольких лет обучения по каждой из преподаваемых учебных дисциплин.
• влияние новых образовательных технологий на уровень и качество подготовки студентов учебных.
2) изменение отношение студента к выбранной профессии на протяжении обучения в колледже;
• что является наиболее значимым в выбранной профессии;
• динамику степени удовлетворенности выбранной профессией и специальностью, а также функциональным содержанием учебно-образовательного процесса;
• коррекция профессиональных планов студентов по мере накопления знаний профессии;
• совпадает ли самооценка выпускника с результатами контрольных исследований.
3) влияние квалификации преподавателей на уровень и качество подготовки студентов по учебной дисциплине;
Накопление результатов в течение нескольких лет обучения может реально решать задачи прогнозирования в образовательном процессе, своевременно корректировать ситуацию и оптимизировать процесс профессионального самоопределения будущего специалиста со стороны административного и преподавательского состава.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич