Присланные тезисы


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Назаров С.А., Орлова О.С.
Секция: 5.1. Модели непрерывного образования, дистанционное обучение.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Формирование и развитие собственной информационно-образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является одной из основных стратегических задач современной школы для адаптации к быстро изменяющимся внешним условиям.
Информационно-образовательная среда учебного заведения — это подвижная педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности [1].
Информационно-образовательная среда должна строиться с использованием личностно-ориентированного подхода, то есть должна быть направлена на формирование творческой личности, обладающей актуальным уровнем информационной культуры [2].
На наш взгляд, такая среда в современной школе должна формироваться на основе следующих принципов:
• использование личностно-ориентированного подхода в обучении;
• практическая направленность информатики и информационных технологий, заключающаяся в формировании информационной культуры учащихся;
• интеграция информатики и информационных технологий с другими школьными предметами, заключающаяся в проведении интегрированных уроков, в применении информационных технологий для решения учебных задач по различным школьным предметам.
Формирование информационно-образовательной среды школы является средством достижения основных целей:
• образовательной — овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выпускника средней школы;
• информационной — развитие информационной культуры учащихся как части общей и специальной культуры;
• личностно-развивающей — развитие творческой активности, навыков самостоятельной работы, умение работать индивидуально и в группах.
В процессе создания информационно-образовательной среды могут быть предприняты следующие шаги:
• создание учителями и учащимися базы электронных учебных средств и материалов, которая должна постоянно пополняться работами, как учителей, так и учащихся;
• разработка или приобретение обучающих программ;
• разработка официального сайта школы;
• автоматизация работа с электронными и печатными ресурсами;
• формирование базы электронных тестов, практических заданий и других контрольно-измерительных материалов по различным школьным предметам;
• разработка и проведение интегрированных уроков, связанных с использованием информационных технологий.
Во многих школах в процессе информатизации учебного процесса возникает ряд проблем. К таковым возможным проблемам, можно отнести следующие:
• техническая — недостаточное оснащение кабинета информатики средствами вычислительный техники, удовлетворяющим современным требованиям, что, как правило, выражается в отсутствии эргономичных жидкокристаллических мониторов, периферийных устройств ввода-вывода в кабинете (принтер, сканер), дополнительного компьютерного класса для проведения уроков по различным школьным предметам и использование информационных компьютерных средств обучения;
• информационная — недостаточное количество электронных образовательных ресурсов в школах;
• методическая — недостаточно разработаны методики обучения и контроля знаний по различным школьным предметам с использованием информационных технологий;
• организационная — невозможность проведения интегрированных уроков для всех желающих учителей;
• образовательная — недостаточная компьютерная подготовка учащихся в свете современных требований;
Для решения данных проблем нами предлагаются следующие возможные пути решения:
оснащение компьютерного класса необходимой вычислительной техникой, удовлетворяющей современным требованиям;
оснащение дополнительного компьютерного класса для проведения уроков с использованием информационных технологий и организация его работы;
• оснащение библиотеки достаточным количеством рабочих мест для учащихся на основе персональных компьютеров или объединение компьютеров кабинета информатики и библиотеки в единую школьную локальную компьютерную сеть;
• организация неограниченного доступа в Интернет для учащихся и формирование доступной для учащихся базы образовательных ресурсов в сети Интернет;
• обучение учителей-предметников методикам разработки и применения электронных средств обучения;
• формирование школьной базы методических разработок, посвященных применению информационных технологий в учебном процессе;
• использование при преподавании курсов «Информатика» и «Информационные технологии» современных информационных технологий и новейшего программного обеспечения.
Успешное решение школой задачи формирования информационно-образовательной среды должно привести к воспитанию личности, подготовленной к условиям жизни в информационным обществе по уровню своего образования и развития.

Литература
1. Назаров С.А., Гетманов И.П., Мельникова Л.А., Пивненко П.П. Методология построения информационной культурно-образовательной среды: философские и педагогические аспекты. – Ростов н/Д, 2007. – 200 с.
2. Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза / Автореферат дисс. кандидата пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 26 с.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич