Присланные тезисы


Технологическая культура учителя

Ровчак Н. В.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Ровчак Наталья Валерьевна (rovchak@inbox.ru), учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №33 «Физико-математический» Ленинского района г. Ростова-на-Дону (МОУ лицей № 33 «Физико-математический» г. Ростова-на-Дону)

Аннотация
Технологическая культура современного учителя невозможна без изучения всего обширного арсенала педагогических технологий, без умения ориентироваться в широком спектре инноваций, без четкого представления цели как заранее запрограммированного результата, который учитель должен получить в процессе осуществления своей деятельности.

Изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения. Понятие качества образования не сводится только к приобретению учащимися «багажа знаний», овладению набором определенных умений и навыков, а тесно связано с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «социальное благополучие», «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие», «самосозидание», «защищенность». Следовательно, школьная образовательная среда должна обеспечивать условия для формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. К каждому выпускнику, осуществляющему свой социально-нравственный и профессиональный выбор, предъявляются жесткие требования. И помочь ему сделать этот выбор призван учитель.
Именно учитель сегодня, в условиях стремительно меняющегося социума, является носителем как общечеловеческих, так и национальных ценностей широкого спектра профессиональных компетентностей и личностных качеств. Для успешной работы учителю нужны умение организовывать познавательную деятельность своих учеников, способность к формированию человека-творца, соединение в себе качеств воспитателя, дидакта, методиста, психотерапевта. А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. В современных условиях информационная компетентность учителя определяет его профессиональную компетентность в целом. Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли.
Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью. Однако эффективность использования любой технологии зависит от четкого представления о месте, которое она должна занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «учитель-ученик», от технологической культуры учителя.
Понятие «педагогическая технология» соотносимо с понятием «педагогическая культура», которая включает ряд компонентов (условия, содержание, научно-педагогическую грамотность, мастерство и т.п.), в том числе и технологию. Технологичность в лично-ориентированном образовании возможна на уровне подхода, плана действий, а не жесткого распределения каждого шага. Для перехода от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества) к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение) необходимо переосмысливать предыдущий педагогический опыт, находить в существующей реальности новые ресурсы, включать новые возможности современности в хорошо усвоенные схемы.
Очевидно и неоспоримо, что одна из таких возможностей – применение ИКТ в современном образовательном пространстве. Использовать компьютер как инструмент – насущная потребность любого предмета, и учиться работе с этим инструментом следует каждому учителю, потому что компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. Интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его модулей.
Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, значительно повышает эффективность педагогической деятельности, способствует формированию сложных пространственных представлений, мотивации восприятия, глубокому усвоению знаний, расширяет кругозор, предоставляет новые возможности для обеспечения личностно-ориентированного обучения. Технологическая культура современного учителя невозможна без изучения всего обширного арсенала педагогических технологий; без умения ориентироваться в широком спектре инноваций и не тратить время на открытие уже известного; без четкого представления цели как заранее запрограммированного результата, который он должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич