Присланные тезисы


Преподавание пропедевтического курса информатики

Шкурина И. Н.
Секция: 1.1.Пропедевтический курс (начальная школа, 5–6 классы).
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Преподавание пропедевтического курса информатики.
Шкурина Ирина Николаевна (insch@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Северная средняя общеобразовательная школа № 13 Зимовниковского района (МОУ ССОШ №13).

Интеграция учебного материала в данный момент становится объективной необходимостью, потому что позволяет повысить не только уровень мотивации к обучению учащихся, но и уровень преподавания, что, в конечном счете, влияет положительно на качество образовании в целом. Информатика в данный момент, на мой взгляд, становится едва ли не самым актуальным и важным предметом, так как он способен интегрироваться с любым предметом учебного плана. При этом переход на новый учебный план (БУП – 2004) в 5 классе четыре года назад поставил перед нами вопросы компенсации часов информатики в основной школе, не изучавшиеся на первой ступени обучения. Так в пятом классе за счет школьного компонента был выделен 1 час в неделю на пропедевтический курс «Информатика и ИКТ». Это позволило на данный момент вести информатику в 5-6 –х классах как вводный курс и изучать курс «Информатика» на базовом уровне с 7 класса.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6:
• формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства ИКТ в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
При организации занятий младших школьников по информатике использую различные методы и средства обучения
• словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
• наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
• практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
• проблемное обучение;
• метод проектов;
• ролевой метод.
При работе учеников над проектом изменяются мои задачи как учителя - стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять их деятельность. В 5-6 классах проекты, как правило, небольшие, но они побуждают школьников к получению новых знаний. Для настройки мышления учащихся на максимальную четкость на уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод. Основные типы уроков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок и зачет; урок — лабораторно-практическая работа; комбинированный урок.
В рамках урока информатики использую коллективную, фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы учащихся при этом предпочтение отдаю коллективной форме деятельности (учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом).
Результаты работы за четырехлетний период показывают, что
учащиеся 5 класса, помимо знаний и умений, предусмотренных требованиями к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий, к концу учебного года, умеют применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц. Умеют применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков, создают простейшие мультимедийные презентации.
Благодаря наличию рабочей тетради в течение всего учебного года, совместно с учителем истории, ведётся работа над проектом «История письменности».
В 6 классе ученики работают с текстовым процессором Word, графическим редактором Paint, создают линейную презентацию из нескольких слайдов и презентацию, имеющую разветвлённую структуру, умеют организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации. Ежемесячно проводится творческий отчёт участников кружка «Эврика» (демонстрация творческих работ учеников).
Дети работают над различными проектами. Причем самое главное, что этими навыками учащиеся пользуются на других предметах, что позволяет и учителю- предметнику подбирать соответствующие формы и методы проведения учебных занятий.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич