Присланные тезисы


Использование ИКТ, в процессе обучения технологии и воспитательной работе.

Кравченко А. В.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.
При разработке рабочей программы я руководствовалась нормативно - методической документацией. Создала программно - методический комплекс для компьютерной поддержки занятий. С этой целью в компьютере у меня заведены папки:
1. В папке «Методическая» содержится программа, календарно – тематическое планирование, УМП по блокам обучения, билеты, критерии оценки, материал по охране труда, выступления на педсоветах и совещаниях.
2. В папке «Мастерская» находится паспорт школьной мастерской, паспорт, инструкции по т/б, план оборудования кабинета, перечень учебно – наглядных пособий, график занятости.
3. В папке «Основы проектирования» хранятся материалы для оформления проектов, лучшие школьные проекты и другие документы.
4. В папке «Внеклассная работа» помещены программы кружка, содержащие пояснительную записку и тематический план, сценарии.
5. В папке «Интернет» хранится найденная в сети информация, а также адреса полезных Web-сайтов.
6. В папке «Тесты по технологии» находится написанная мной компьютерная программа тестирования, а также тестовые задания с ответами.
7. В папке «Предпрофили» находятся программы по предпрофильной подготовке, используемая литература, диагностика интересов, склонностей, способностей.
Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки учащихся к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности. Она призвана обеспечить подготовку грамотных работников, создание и реализацию условий для развития творческих способностей каждого ученика, воспитание интереса к труду, умение оценивать свою деятельность, формирование умений строить свою деятельность отношений с товарищами в процессе труда. В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализации развивающей и воспитывающей функции. После изучения программы учащиеся выполняют задание – проект, которое может выполняться во внеурочное время в домашних условиях или в кабинете технологии.
Изучая домашнюю экономику, учащиеся познают основные экономические концепции, законы, модели и принципы принятия рациональных экономических решений; приобретают навыки применения полученных знаний на практике. Успешное овладение этой суммой знаний и навыков помогает им в процессе изучения домашней экономики в 8 классе.
Реализация программы предполагает широкое использование:
o метода проектов;
o деловых игр;
o лабораторных практикумов;
o тестов;
o кроссвордов;
o компьютерных деловых игр.
Освоив информационные технологии, я стала разрабатывать УМП (учебно-методический пакет) по программам обучения технологии в 5-7, 8-9, 10-11 классах.
Обобщая все вышесказанное, создала УМП:
УМП - «Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета». В качестве проведения данного проекта выбрана деловая игра. Цель игры: ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практически закрепить навыки распределения поступивших доходов, научить ведению доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время. По ходу игры моделируются процессы распределения доходной и расходной части семейного бюджета. Для обработки информации выбраны программы: Excel., Word, PowerPoint, Publisher. Создать условия для понимания учащимися структуры семейного бюджета на освоении основных экономических понятий для расчета семейного бюджета. В проекте использую автоматизированную программу «Домашняя бухгалтерия», которая предназначена для ведения учета домашних финансов. С помощью «Домашней бухгалтерии» мы можем вести учет не только личных финансов, но и финансов всей своей семьи. «Домашняя бухгалтерия» проста в использовании и не требует от пользователя знаний бухгалтерского учета. Несмотря на свою простоту в использовании, «Домашняя бухгалтерия» - это функциональный и гибкий инструмент для учета финансов.
УМП «В стране мастериц».
На уроках технологии в 5-6 классах оп¬равдывает себя введение элементов игры, что не только поддерживает интерес уче¬ниц к предмету, но и стимулирует их позна¬вательную активность, вовлекает в творче¬скую деятельность. Тема «Выбор и замена фурнитуры», раздел «Технология обработки ткани», форма проведения – «Игра-путешест¬вие».
УМП - «Научная экспедиция в мир тканей». Данный УМП является обобщающим. Провожу его для учащихся 7 классов. Он содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Задания направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости изучения материаловедения, так как правила покупки, информация о тканях, их свойствах необходимы в жизни. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно мыслить, работать в паре, в коллективе. Практическая работа исследовательского характера и творческое задание развивают логическое мышление, речь, учат анализировать, делать выводы. Урок такого плана расширяет кругозор учащихся, что так важно для современного подростка.
УМП – «Общие принципы организации и работы компьютера». Урок - игра «Школа суперагентов» Данный проект предназначен для ознакомления учащихся с возможностями компьютера и мотивации познавательной активности на уроках. Создание условий для развития личности сообразно его интересам, способностям, возможностям, а также потребности общества или среды. Служит электронным методическим приложением для 7-9 класса, позволяющим в качестве иллюстративного материала закрепить полученные знания по разделу информационные технологии, что улучшает знания и умения учащихся работать в разных программах.
11 класс. Раздел "Технология решения творческих задач".
Каждый день перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее. За минимум времени максимум идей - в этом суть метода. Мозговые атаки особенно полезны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
УМП – «Опорные схемы» для ребят - это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества. Когда ученик отвечает на вопрос, пользуясь схемой (читает её), он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Компактные опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.
Каждый год в школе проводится конкурс «Защита творческих работ, выполненных в программе PowerPoint». На конкурс представляются проекты по разным направлениям: «Спорт и подросток», «Домашняя экономика», «Наркотики - это реальность или миф», «Экологические проблемы в нашем мире».
Бережно отшлифовывая дар своих воспитанников, приучаю их к целенаправленной работе по самосовершенствованию, помогаю им обрести уверенность в себе и своём будущем. Автоматизированное диагностическое обследование учащихся помогает выявить ребят с творческими способностями.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич