Присланные тезисы


ИКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Глушкова Л. В.
Секция: 2.3. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Форма доклада: Только публикация
Файл доклада

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна так подготовить ребенка к жизни, чтобы он не только не растерялся, выйдя за ее порог, но и смог успешно реализовать себя как гражданин, работник, семьянин, творческая личность.
Гуманистическая, личностно ориентированная парадигма образования ставит своей целью дать каждому ребенку тот необходимый набор знаний, умений и навыков, который поможет именно ему, при всех особенностях его личности, успешно реализовать себя в стремительно меняющемся социуме. Обществоведческие знания в комплексе истории, экономики, права, основ философии, социологии, политологии и культурологи, на мой взгляд, позволяют формировать универсально необходимый для этого набор компетентностей, среди которых
• социальная компетентность – способность действовать в обществе с учетом позиций других людей;
• коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым, оптимальным образом выходить из конфликтов, избежать которых невозможно;
• информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, навык отбора и анализа социальных фактов;
• нравственная компетентность – способность и готовность строить свои отношения с людьми по традиционным нравственным законам;
• автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
• продуктивная компетентность – умение работать, создавать свой собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся можно, по моему мнению, только на основе деятельностного и практико-ориентированного подходов в образовании, т.е. актуализации и практического применения полученных знаний. С этой целью на уроках истории давно использовали ролевые и деловые игры, игры-реконструкции, сочинения-вживания. Но с появлением в нашей школе компьютерного кабинета с интерактивной доской и компьютера непосредственно в кабинете истории стали возможны качественно новые способы актуализации ребятами полученных знаний. Компьютерные технологии позволили поистине оживить историю, наполнить ее движением, звуком, цветом и, как следствие, повысить интерес и степень усвоения информации. Технические возможности позволяют и совсем иначе применить эту информацию.
Сложный и даже критический возраст для школы 11 – 15 лет, 6 – 8 классы. В средней школе мы часто «теряем» детей, на фоне неустойчивой психики переходного возраста увеличивается объем и уровень сложности изучаемого материала. В результате ослабевает интерес к учебе, ее все более вытесняют компьютерные игры. Отсюда проблемы и в школе, и в семье. Бесконечные конфликты часто ставят ребенка на грань асоциализации. Так почему же не превратить то, что мешает ребенку успешно состояться как творческой личности, в инструмент успешной реализации? Навыки работы на компьютере, знание компьютерных программ помогает моим ученикам на уроках истории в 6 классе заменить традиционную контрольную работу исследовательским проектом на тему: «Сказка (роман, кинофильм, компьютерная игра) как исторический источник для изучения истории Средних веков». Объект исследования каждый выбирает самостоятельно (главное, чтобы он соответствовал заданной эпохе) и изучает в соответствии с алгоритмом описание (изображение) природы, архитектуры, титулов, одежды, обрядов, жизни и быта разных социальных групп и т.п. Цель работы – доказать, что изображенное соответствует (или не соответствует) полученным на уроках представлениям об эпохе средневековья. Итог – электронная презентация в Microsoft Office PowerPoint. Для того чтобы создать эту презентацию, часто бывает необходимо использовать и другие программы: для написания текста – Microsoft Office Word, если нужно вырезать для иллюстрации кадры из фильма или компьютерной игры то, например, Fraps или Screen Grab Pro. Иллюстрации к литературным произведениям часто легче найти в Интернете, чем отсканировать. Отобранный иллюстративный материал нередко нуждается в постобработке в программах типа Adobe Photoshop или в MS Paint. Затем наступает самый интересный момент – выбрать основной фон и стилистическое оформление презентации так, чтобы она отражала дух эпохи! Приветствуется и соответствующее музыкальное сопровождение. Это по-настоящему творческая работа, где задействованы все уже имеющиеся знания и умения и быстро формируются новые навыки. А главное – это осмысленность, включенное восприятие, идентификация теоретических и практических объектов, которые в сумме дают качественно новый уровень обучения и формирование всех ключевых компетенций.
Особенно хочется сказать о компьютерных играх. Игр на историческую тематику много (Age of Empires, Empire Earth, Rome Total War, Rise of Nations), в них играют с удовольствием не только дети, но и взрослые. Как правило, дети не соотносят содержание игры с пройденным на уроках. При подготовке презентаций человек совсем другими глазами видит то в игре, что казалось уже известным. Более понятными становятся события, а порой бросаются в глаза историческая недостоверность (например, в средневековом городе в качестве христианской церкви строится вместо романского или готического собора античный храм). Такие неточности снижают интерес к игре как таковой, формируют навыки критического восприятия, но всегда результатом такой работы бывает возросший интерес к техническим возможностям ПК. Дополнительным стимулом для создания наиболее глубокого научного исследования и его исторически достоверного и эстетического оформления является участие в школьной научно-практической конференции, что очень престижно для шестиклассника.
Информатика как предмет в нашей школе преподается только с 10 класса, поэтому очевидно, что далеко не каждый способен самостоятельно справится с подготовкой такого проекта. На каждом этапе мы работаем вместе, всеми необходимыми программами необходимо владеть самому учителю. Мне в этом помогли курсы «Интернет-технологии для учителя-предметника» в г. Ростове-на- Дону и желание осваивать новые программы. Большую помощь могут оказать и старшеклассники. В этом случае возникает настоящее творческое сотрудничество, в котором теряет значение возраст, а на первый план выходит обмен опытом и знаниями, формируются навыки совместной работы в разновозрастных группах.
Как показывает практика, не только старшеклассники охотно включаются в такую работу, но и родители. То, что ПК – это неотъемлемая часть нашей жизни, понимают все, поэтому в семьях часто возникают конфликты не столько из-за того, что ребенок много времени проводит у компьютера, сколько из-за того, как он это время проводит. Когда ребенок занят не бездумной игрой, а интересным делом, родители сами хотят принять в этом участие, поделиться своим опытом и это тот случай, когда советы и опыт родителей ребенок принимает с благодарностью. Нередко родители подростков благодарят за моменты семейного творческого сотрудничества и возможность поработать с программами, которые не востребуются в повседневной работе, но приносят настоящее удовольствие.
Безусловно, это только один из большого арсенала способов использования компьютерных технологий в процессе изучения истории, но, на мой взгляд, он наглядно демонстрирует, что ИКТ – уникальный и действенный инструмент для актуализации исторических знаний в процессе формирования ключевых компетенций.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич