Присланные тезисы


Информационная поддержка уроков биологии

Шевченко С. А.
Секция: 2.2. Преподавание естественнонаучных дисциплин.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Информационная поддержка уроков биологии
Шевченко Сергей Александрович,
учитель МОУ Северная СОШ №13 Зимовниковского района.
Аннотация.
В данной работе идет речь о программных продуктах по биологии, предлагаемых школам Ростовской области.
Компьютеризация стремительно шагает по стране. Информационные технологии используются во всех сферах жизни нашего общества. На государственном уровне ставится задача достижения всеобщей компьютерной грамотности, в том числе и у школьников. При ее решении возникает ряд вопросов.
Интенсивно растет число создаваемых программных продуктов (ПП): программы-тренажеры, моделирующие и контролирующие программы. При их разработке существует две тенденции. Первая отводит учителю руководящую роль. Вторая тенденция основывается на снижении роли учителя, вплоть до его исключения из процесса обучения.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам, работа учащихся на компьютере ограничена 10-30 мин. За это время проблематично пройти полный цикл обучения, включающий получение новой информации, ее закрепление, контроль усвоения, его коррекцию без поддержки учителя. Тем более ограничение школьников в живом человеческом общении приводит к утрате ими эмоционально-личностного отношения к учебе, без чего педагогический процесс теряет смысл.
Следует постоянно помнить о том, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий организации учебных занятий с применением компьютеров может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Длительное завороженное сидение за компьютером приводит к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.
К тому же большинство предлагаемых ПП по биологии страдает злоупотреблением многочисленных компьютерных эффектов, занимательностью, избыточностью красок. Другие ПП дают учебный материал излишне наукообразным языком в сухой академической форме, не привлекающей внимание школьников.
Хорошо зарекомендовали себя простейшие программы, в которых выбор ответа осуществляется из четырех предложенных, а вопрос задается в виде текста, рисунка или схемы. Тем более, это актуально в условиях внедрения ЕГЭ.
Высокая эффективность контролирующих программ определяется укреплением обратной связи в системе учитель-ученик. Ведь она практически разрушена в связи с отнесением биологии к разряду «устных предметов» и сокращением часов на ее преподавание.
Процессы деления клетки, оплодотворения, фотосинтеза, принципы работы органов и систем органов и т.п. помогают глубже понять учащимся моделирующие программы. Кроме моделирования многих сложных биологических процессов и закономерностей, эти программы помогают в проведении контроля знаний учащихся. Их можно использовать для организации самостоятельных работ, объяснения и закрепления нового материала.
Программы-тренажеры призваны помочь школьникам в освоении большого количества терминов, имеющих латинские, греческие и английские корни. Очень часто они являются трудными для учащихся. Также программы формируют умения и навыки работы с определителями, решения генетических задач, выработку умений, связанных с изучением биосинтеза макромолекул, электронно-микроскопического строения клетки.
В Федеральном базисном учебном плане предлагается организация и изучение школьниками содержания образования краеведческой направленности. Ее можно реализовать через преподавание интегрированного учебного предмета краеведение или краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального плана. При втором варианте изучения практическую ценность представляют ПП, разработанные коллективом под руководством М.В. Ханина. Это Атлас птиц Ростовской области. Тренажер-определитель птиц, Виртуальный гербарий Ростовской области, Фауна Ростовской области, Особо охраняемые природные территории.
Неоценимую помощь учителю биологии окажут также электронные пособия, разработанные творческой группой учителей биологии и методистов РО ИПК и ПРО. Среди них «Животный мир Ростовской области», «Ботаника. 6 класс» и «Зоология.7 класс». Данные пособия содержат фактический краеведческий материал. Разработка региональной составляющей во взаимосвязи с краеведческим материалом помогает школьникам глубже познать изучаемые темы. Ведь предлагаемый материал о разнообразии мира живой природы основывается на хорошо им известным представителям флоры и фауны. Такие пособия способствуют воспитанию любви к своей малой родине, формируют патриотизм и гражданскую позицию в деле охраны природы родного края.
Созданные электронные продукты отвечают всем требованиям, предъявляемым к компьютерным справочникам, базам данных учебного назначения. Это мощный инструмент в руках начинающего и опытного исследователя. Богатый иллюстрированный материал практически исключает ошибку и позволяет быстро и точно определять найденный животный объект или гербарный экземпляр.
Таким образом. Любой творчески работающий учитель сможет выудить из огромного информационного моря свою «золотую рыбку» - нужную ему обучающую программу.

Литература.

1.Сборник научных трудов участников YII научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании».
Ростиздат. 2007.
2.Смирнов В.А. Пути использования персональных компьютеров.
«Школа-пресс», журнал «Биология в школе». 1995, №6.
3.Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика.
«Школа-Пресс», журнал «Биология в школе». 2002, №7.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич