Присланные тезисы


УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Латышев О. Ю., Байер Е.А., Воробьев С.В.
Секция: 2.6. ИТ в работе психологической службы ОУ.
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Байер Елена Александровна (detdom@azov.donpac.ru), к.п.н. директор ОГОУ Детский дом г. Азов, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Евразийского Открытого института
Bajer E.A., Ph.D. (detdom@azov.donpac.ru)
associate professor
Open Eurasian institute

Воробьёв Станислав Владимирович, директор детского дома №3 г. Шахты Ростовской области. Воробьёв [haus-3@ya.ru]
Vorobjev S.V., director of the orphanage №3 of Shahty (Rostov region)

Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. Сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), научный руководитель экспериментальной площадки ИСМО РАО в детском доме №3 г. Шахты. papa888@list.ru www.my.mail.ru/list/papa888 8-916-982-85-55
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education, scientific leader of the experimental platform of ICML RAO in the orphanage №3 of Shahty. www.papa888.narod.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ADOPTION OF THE PUPIL-ORPHANS MEANS INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация
Детский дом №3 г. Шахты (Ростовская область) с большим успехом занимается усыновлением своих воспитанников. Коллектив этого учреждения использует информационные технологии в столь продолжительном и сложном процессе.

Abstract
The orphanage №3 of Shahty (Rostov region) has large success in the adoption of the orphans. The collective of this orphanage uses informational technologies in this long and complex process.
Ключевые слова:
Детский дом, интернат,
Усыновление, патронат,
Воспитание, образование,
Самоопределение, ученрик,
Государство, студент.
Key words:
Orphanage, boarding school,
adoption, education,
patronage, self-determination,
state, pupil, student.

Постоянно возрастающее число детей-сирот в России побуждает искать более эффективные формы их жизнеустройства. С каждым годом муниципальные образования большинства регионов нашей страны становятся перед необходимостью открытия все новых детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. В приватных беседах некоторые высокопоставленные чиновники образования признают, что каждого пятого родителя следовало бы в наше время лишить родительских прав. Настолько, с их точки зрения, те мало уделяют внимания нравственному, физическому и интеллектуальному развитию своих чад. Этим самым констатируется, что практически никакие общественные институты не в состоянии помочь современному родителю корректно реализовать свои обязанности. Мы же понимаем, что невозможно возлагать на плечи педагогического коллектива сиротского учреждения все те обязанности, за исполнение которых должны традиционно нести ответственность государственные организации, учреждения и обычные семьи. Каким бы уникальным ни был детский дом, насколько бы самоотверженно ни работала его администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования, - спектр потребностей ребенка в плане связи с обществом, характер его социальной адаптации всегда остается шире. И главное, в чем может помочь детский дом, так это в воссоединении утрачиваемых ребенком связей с обществом. Каким образом достигает этого сиротское учреждение? Во-первых, в числе его традиций всегда – открытый, требующий двустороннего мужества разговор между воспитанником и педагогом. Суть – выявить истинное отношение ребенка к проживанию в семье. Данное отношение зависит от того, какие психические и прочие травмы мог получить ребенок во время его нахождения в неблагополучной семье. В случае, если ребенок в такой семье был свидетелем грубого обращения родителей друг с другом, тем более – объектом насилия, коллективу детского дома предстоит провести обширную работу в области психологической коррекции, прежде чем ребенок захочет вернуться в семью или переступить порог дома приемных родителей.
Во-вторых, если коллектив детского дома не видит возможности вернуть ребенка в его родную семью в данный момент, стремится выяснить, какие и чьи усилия следует предпринять, чтобы ребенок мог вернуться в семью по прошествии некоторого времени. Речь часто идет о нормализации психологического климата в семье, урегулировании юридических и прочих вопросов, препятствующих нормальному развитию семьи. Ни для кого не секрет: многие семьи постигает уныние и даже отчаяние вследствие упадка в социальной сфере, сказавшегося на положении подавляющего большинства семей в современном Российском обществе. Люди могут чувствовать себя брошенными и государством, и обществом. И любое участие со стороны сотрудников детского дома может воодушевить кровных родителей ребенка - социального сироты, содействовать нормализации психологического климата в семье. Разумеется, такая работа напрямую в обязанности членов педагогического коллектива детдома входить не может. В противном случае это было бы открытым дублированием функций различных работников социальной сферы. В силу же плотной заинтересованности сотрудников детского дома в дальнейшей судьбе их воспитанников, психологи и социальные педагоги при поддержке администрации детского дома считают возможным уделять урегулированию подобных вопросов даже личное время.
В-третьих, коллектив детского дома ведет большую работу по привлечению потенциальных усыновителей. Это необходимо тогда, когда собственная семья ребенка представляет собой уже настолько разрушившуюся ячейку общества, что восстановить ее силами педколлектива не представляется возможным. Такая работа предполагает новый уровень психологической коррекции у воспитанников. Ведь ребенок, который приобрел негативный опыт пребывания в своей семье, может и не пожелать самореализоваться в другой. В этом случае требуется не просто вселить в сознание ребенка надежду на успех, но главным образом - сделать возможность накопления им позитивного жизненного опыта - неизмеримо более яркого по сравнению с предыдущим этапом его жизни, однозначно стирающим все предшествующие негативные наслоения.
Усыновление может быть как в семьи соотечественников, так и в семьи подданных зарубежных стран. Условия проведения этих процессов различны, они требуют сбора большого количества документации. И преобладающая роль в успехе этого дела так же принадлежит детскому дому – несмотря на то, что существует большое количество как агентств по усыновлению, так и государственных служб данного направления. Далеко не всегда посторонние люди, пусть даже и облеченные властными полномочиями, в состоянии быстро и квалифицированно помочь желающей семье усыновить ребенка. Насколько бы добросовестно ни выполняли они своих обязанностей, с должной мерой щепетильности подойти к решению столь деликатного вопроса им удается не всегда. Сиюминутно работники внешних по отношению к детскому дому служб не живут и не могут жить нуждами усыновляемых детей. Ведь физические, психические и прочие особенности сирот всегда сугубо индивидуальны, равно как и пути попадания детей в детский дом. И на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском доме воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие сотрудники внимательно изучают все эти особенности. Ведь именно от них во многом зависит, как произойдет встреча будущих родителей с потенциально усыновляемым ребенком, какие эмоции, чувства и ощущения вызовет эта встреча у обеих сторон. И уж тем более – как будет складываться жизнь ребенка в новой семье. Третий Шахтинский детский дом располагает как полным составом специалистов, согласованно ведущих такую работу, так и с человеческих позиций хорошо обеспечен потенциальными друзьями ребенка в лице тех же специалистов. Более шестидесяти детей за шесть лет со дня основания детского дома обрели приемную семью. Многие вернулись в родные семьи. Приветствуется институт опекунства. Одним словом, детский дом использует все имеющиеся в законодательном арсенале Российской Федерации формы содействия обретению воспитанниками семейных уз. Существенным подспорьем в этой работе коллективу детского дома служат новые информационные технологии. Как ни покажется странным на первый взгляд, но именно благодаря их популярности в нашем обществе о проблемах детей-сирот узнают многие люди, до этого ни малейшего понятия о них не имевшие. Например, посещение популярного сайта радиокомпании «Радио России» приводит многих неравнодушных людей на страницы, предлагающие взять в семью воспитанников Шахтинского детского дома №3. Может возникнуть вопрос: а почему именно Шахтинского, а не Каменск-Шахтинского, например? И почему №3, а не 2 и не 1? Потому что стройная система работы по усыновлению построена именно в третьем детском доме г. Шахты Ростовской области. Появление фотографий детей на сайте «Радио России» и предложения об их определении в семью стало следствием цикла передач по этому радиоканалу. Чему предшествовали телепередачи на канале «Дон-ТВ». Приличный тираж пригласительных плакатов был отпечатан благодаря поддержке швейного производственного объединения «Глория Джинс», работающего на территории г. Шахты. При этом предприятии создан благотворительный фонд «Глория», членом попечительского совета в котором работает директор детского дома №3 г. Шахты Станислав Владимирович Воробьев. Силами же самого детского дома были выпущены многоцветные буклеты, рассказывающие о детях, желающих попасть в семью. Распространение таких буклетов вызвало ряд благожелательных отзывов. В том числе – и в отношении технологии привлечения общественного внимания к нуждам детей-сирот. Директор Шахтинского детдома №3 получил благодарности от своих коллег, понесших в массы подобные идеи и форму их преподнесения. Обширный фоторассказ о воспитанниках и сотрудниках этого детского дома опубликован и на сайте главы Российской детдомовской семьи www.papa888.narod.ru, куда детский дом входит вот уже третий год. Электронный альбом также стал предметом пристального внимания потенциальных усыновителей и попечителей детского дома. Предпринято издание социальных листовок. Они включают в себя приглашение к усыновлению, список документов, необходимых при усыновлении, и фотографии детей. Оплатить производство листовок также помогло предприятие «Глория Джинс». Немного подытожим. Администрация детского дома задействовала практически весь джентльменский медиа-набор: и радио, и телевидение, и Интернет, и полиграфические средства различного плана и назначения. Комплексное представление о средствах воздействия на общественное сознание и целенаправленное формирование надлежащего общественного мнения и является залогом успеха детского дома в избранном направлении работы. Безусловно, существуют и резервы в ведении пропагандистской и разъяснительной работы. Например, следовало бы включиться в разноплановые системы баннерообмена в Интернет. Главным образом – с сайтами благотворительных организаций, предприятий, сотрудники которых также могли бы войти в число потенциальных усыновителей. Известно, что многие из них останавливаются пред громоздкой процедурой усыновления. Можно по этому поводу провести разъяснительную работу на Интернет-форумах. Это могло бы значительно уменьшить число сомневающихся в осуществимости своей затеи. В свою очередь, гостевая книга строящегося детдомовского сайта может также служить инструментом выражения пожеланий в адрес детского дома по различным трудноразрешимым вопросам в области усыновления. Как перспективная модель взаимодействия детского дома и будущих усыновителей могут реализоваться также консультации юристов для последних по разрешению вопросов относительно жилплощади, на которой предстоит проживать усыновленному ребенку, исчисления совокупного дохода семьи-усыновителя, позволяющего начать процедуру усыновления, и т.д. Надеемся, что при внедрении таких моделей процесс усыновления, и без того достаточно широкоформатный, приобретет новое звучание.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич