Присланные тезисы


Использование ресурсной базы Интернет в работе учителя

Горячева Е. А.
Секция: 1.1.Пропедевтический курс (начальная школа, 5–6 классы).
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Использование ресурсной базы Интернет в работе учителя

Горячева Елена Анатольевна (eagorya@rambler.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 (МОУ СОШ № 14) г. Новочеркасска

Аннотация
На современном этапе развития нашего общества перед учителем ставится задача выхода на новый уровень использования возможностей Интернет, основное назначение которого обеспечить всем желающим постоянный доступ к любой информации, в целях развития и совершенствования образования.
Обучение детей становится эффективнее, если учитель сам владеет ресурсами этой гигантской всемирной компьютерной сети, может активно использовать ее многогранные возможности в своей педагогической деятельности, что приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником.

Литература
1. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
2. Дьяконов В.П. Internet. Настольная книга пользователя. — Москва. СОЛОН-Р, 2001.
3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. — Москва. Издательский центр «Academia», 2006.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2003.
5. Методологические проблемы и практика изучения Интернета. Сборник научных статей под редакцией А.В. Шарикова. — Москва. ВГТРК, 1999.

Use of resource base the Internet in work of the teacher

Goryacheva Elena (eagorya@rambler.ru)
Municipal general educational establishment an average comprehensive school № 14 of Novocherkassk

Abstract
The problem of the exit on new level of use of possibilities of the Internet with purpose is to provide everybody with constant access to any information for development and improvement of education is set before the teacher at the present stage of development of our society. Training of children becomes more effective, if the teacher himself owns resources of this huge world computer network, can actively use its many-sided possibilities in the pedagogical activity that leads to quality change of the form of interaction between the teacher and the pupil.



Не секрет, что процесс информатизации нашего общества, начавшийся в 70-х годах XX века, в последнее время приобрел глобальный характер. Во всех сферах общественной жизни под воздействием этого процесса происходят радикальные изменения.
Одной из целей образования сегодня становится формирование в обществе достаточно высокого уровня информационной культуры. Большие надежды система образования возлагает на Интернет, где появляется возможность свободного доступа к образовательным ресурсам широким слоям населения независимо от места проживания. На базе Интернета интенсивно развивается дистантное обучение, качественно меняются формы взаимодействия между учителем и учеником. В последние годы большую популярность приобретают межрегиональные и международные образовательные проекты, которые направлены на обучение и развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников, а также самих учителей. При помощи средств телекоммуникации учитель получает уникальную возможность ведения совместной учебно-методической работы, профессионального общения со своими коллегами практически по всему миру.
В этой статье я хочу остановиться на использовании ресурсной базы Интернет в учебно-методической и внеурочной работе учителя.

Дистанционное повышение квалификации
Еще в 1997 году на V конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых было заявлено, что «образование взрослых — ключ в XXI век». В итоговом документе конференции — Декларации об обучении взрослых в XXI веке — отмечается, что образование взрослых и непрерывное образование стали настоятельной необходимостью человека, как в рамках сообщества, так и в профессиональной жизни. В связи с этим считаю, дистанционное обучение и повышение квалификации очень удобным видом образовательных услуг. Ведь новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни.
В Сети существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении дистанционных курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений.

Педагогический университет «Первое сентября» (http://edu.1september.ru).
Ежегодно, а сейчас и два раза в учебном году, университет проводит набор на дистантное обучение. Учителя начальных классов могут выбрать любую тематику курса из предложенных авторами:
• Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром;
• Особенности обучения младших школьников математике;
• Психологические особенности детей младшего школьного возраста;
• Уроки литературного чтения в современной школе;
• Современные подходы к изучению орфографии в начальной школе;
• Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы;
• Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе «Окружающий мир» (1-4 классы).

Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru).
ЦДО «Эйдос» один из лидеров отечественного дистанционного образования и повышения квалификации проводит дистантные олимпиады, курсы, конференции, выездные семинары и научно-педагогические исследования для школьников, педагогов. С 1999 года по инициативе центра и под эгидой Российской Академии образования Всероссийский проводится конкурс «Дистанционный учитель года». Данный конкурс — великолепная школа сетевого мастерства. Чтобы в нем участвовать, совсем не обязательно быть специалистом в области информатики, достаточно владеть компьютером и Интернетом на уровне пользователя. Конкурс доступен для творческих учителей, стремящихся идти в ногу со временем и детьми. Главные критерии участия, прежде всего, педагогические.
Очень популярен Интернет-журнал «Эйдос», который имеет образовательную направленность.

Обмен педагогическим опытом.
Дистанционное участие в конкурсах, фестивалях.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» (http://festival.1september.ru).
В 2008-2009 учебном году фестиваль "Открытый урок" проводится в шестой раз. С 2003 года в фестивале приняли участие более 40 000 педагогов. Фестиваль «Открытый урок» — самый массовый и представительный открытый педагогический форум, на котором каждый учитель имеет возможность поделиться своими педагогическими находками с коллегами. Материалы всех участников публикуются на сайте фестиваля. Каждый участник получает полный комплект итоговых материалов, включающий:
• персональный диплом;
• сертификат, подтверждающий факт публикации материалов;
• книги — сборники тезисов всех статей;
• компакт-диски (DVD) с полнотекстовыми версиями всех материалов.

Всероссийский интернет-педсовет (http://pedsovet.org).
В рамках педсовета можно принять участие в разнообразных конкурсах, основной целью которых является обобщение и последующее распространение опыта педагогов российских школ в обучении и воспитании школьников, направленного на повышение эффективности образовательного процесса.

«Клуб учителей «Доживем до понедельника» (http://rospedclub.ru).
Эта региональная общественная организация проводит ежегодный Всероссийский открытый конкурс учителей «Педагогические инновации», задачами которого являются:
• совершенствование преподавания и воспитания учащихся;
• включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования;
• поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок;
• создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
• распространение лучшего педагогического опыта;
• привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.
Участником конкурса может стать любой человек, работающий в учреждениях среднего и дополнительного образования или сотрудничающий с такими учреждениями, а также студенты педагогических вузов РФ.

Работа в «Сети творческих учителей» (http://it-n.ru).
Этот сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт для реализации возможностей учителя общаться со своими коллегами и обмениваться материалами по применению ИКТ в образовательном процессе внутри своей страны и за ее пределами. Результат такого взаимодействия — создание Innovative Teachers Network (Сети творческих учителей), которая объединяет работников образования, интересующихся возможностями применения информационно-коммуникационных технологий для обогащения учебного процесса, по всему миру.

Российский фестиваль IT-активных педагогических работников «PRO-движение» (http://www.online-festival.ru).
Его ежегодно проводят Корпорация Microsoft и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках инициативы "Партнерство в образовании" с целью активизации процесса формирования IT-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений РФ в рамках проекта Microsoft — АПК и ППРО «Академия учителей», приобретения участниками фестиваля опыта сетевого взаимодействия и участия в Интернет-проектах.

Информационный портал для работников системы образования (http://www.zavuch.info).
Объединение zavuch.info учреждено для поддержки реализации приоритетного национального проекта «Образование» и является уникальным поставщиком, способным полностью и комплексно удовлетворить потребность образовательных учреждений всех уровней, качественными, современными средствами обучения по приемлемым ценам.
На сайте Вы всегда можете найти и бесплатно воспользоваться различными методическими материалами (разработками уроков, примерами поурочного планирования, методическими рекомендациями), нормативной документацией и массой другой полезной информации по рубрикам:
• школьный учитель;
• директорский;
• правовая помощь;
• советы психолога;
• детский сад;
• завуч;
• школьный секретарь;
• школьный бухгалтер и др.


Внеурочная работа с учащимися

Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru).
В 2008-2009 учебном году фестиваль «Портфолио» будет проводиться в четвертый раз. С 2005 года в фестивале приняли участие более 20 000 учащихся под руководством более 12 000 педагогов.
На страницах Фестиваля учащиеся могут формировать общедоступное Портфолио своих работ.
Каждый участник и его педагог получают полный комплект итоговых материалов Фестиваля:
• персональный диплом;
• книги — сборники описаний всех работ;
• компакт-диски (DVD) с полнотекстовыми версиями всех материалов.

Международный конкурс по математике для учащихся 2-11 классов «Кенгуру» (http://www.kenguru.sp.ru).
Его цель — способствовать популяризации математики среди учащихся. Главным организатором конкурса «Кенгуру — математика для всех» в России стал Санкт-Петербургский Институт продуктивного обучения Российской Академии образования.

Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» (http://www.rm.kirov.ru).
Главная цель этого конкурса — показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете.

Игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» (http://www.zolotoeruno.spb.ru).
Конкурс ориентирован на учащихся всех возрастов средней школы. Целями и задачами конкурса являются:
• развитие интереса школьника к истории мировой художественной культуры;
• активизация внеклассной и внешкольной работы;
• развитие информационной культуры школьников.
12 февраля 2009 года состоится VII конкурс «Золотое Руно». Тема конкурса: «Культурные столицы Европы».

Международная Олимпиада студентов и школьников «Эрудиты планеты» (http://www.erudites.ru).
Основными целями и задачами Олимпиады являются развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, привитие навыков в общении с компьютером, выявление юных талантов.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени. VII Международная Олимпиада студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – 2008» стартует 15 октября 2008г.

Центр творческих инициатив «Snail» (http://nic-snail.ru).
Родителям, учащимся, учителям и всем желающим центр предлагает узнать и попробовать что-то новое, раскрыть свой творческий потенциал, представить миру свои таланты и получить признание.

Российский Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (http://www.intelgame.ru/doc/160.htm).
Это образовательная программа, ориентированная на содействие развитию у дошкольников и младших школьников познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности.

Детская всероссийская телекоммуникационная конференция увлечений «Умник» (http://um-nik.ru).
Миссия конференции — смотр и развитие творческих достижений детей, представленных c помощью информационных технологий, в различных областях знаний.

Цели образования нового столетия были сформулированы председателем Комиссии ЮНЕСКО по вопросам образования в XXI веке Жаком Делором (1993 – 1996гг.): уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.
Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста. Учителям нового времени, необходимо формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, развивать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Используя Интернет-ресурсы мы, конечно же, не изменим кардинально образовательный процесс в плане его инновационности, креативности, результативности обучения, но мы в силах изменить качество образовательного результата с точки зрения знаний и мотивации учащихся к обучению.

* Описание отдельных сайтов могут в некоторой степени совпадать с информацией, размещенной на их страницах. Адреса всех сайтов и страниц, на которые имеются ссылки в статье, проверены автором в сентябре 2008г.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич