Присланные тезисы


Проектная деятельность учащихся в рамках непрерывного изучения ИКТ

Сырых Н. А.
Секция: 1.1.Пропедевтический курс (начальная школа, 5–6 классы).
Форма доклада: Публикация и устный доклад
Файл доклада

Аннотация
В докладе отражены причины использования ниже указанных технологий и методов организации образовательной деятельности учащихся. Здесь же обоснована актуальность внедрения проектного метода при изучении курса информатики и ИКТ, указаны пути реализации и практического применения результатов проектной деятельности учащихся. Проекты учащихся предполагается продемонстрировать в ходе презентации доклада.
Литература
1. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В.Величко ─ Волгоград: Учитель, 2007.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. ─ Волгоград: Учитель, 2007.
3. Поляков С.Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. ─ М.: Сентябрь, 1999.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. ─ М.,1994.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. ─ М.: Народное образование, 1998.
В своей работе в должности учителя математики придаю особое значение постоянному поиску передовых педагогических идей, самообразованию, развитию творчества и инициативы детей. Ежегодно определяю себе задачи по совершенствованию педагогического мастерства, работаю над выбранной темой, что мне позволяет поддерживать интерес детей к предмету.
Революционность времени выражается в появлении новых педагогических технологий, способствующих внедрению передовых средств и методов обучения. Прежде всего, это касается технологий развивающего обучения. Развивая и отстаивая педагогику сотрудничества, среди многих важных вопросов хочу выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и учитываю в первую очередь в своей работе, используя такие методы и приемы, благодаря которым каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание лично к нему.
Считаю, что в современных условиях переход на гибкие модели организации педагогического процесса очень важен, так как он ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Предоставляется возможность не столько учить и воспитывать, сколько стимулировать ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создавать условия для его самодвижения, вести диалог с учащимися в ходе образовательного процесса, направленный на совместное конструирование программной деятельности по их личному развитию с учетом мотивации деятельности учащихся, индивидуальной избирательности школьников к содержанию и формам работы, готовности обучающихся к саморазвитию.
Окружающая жизнь накладывает свой отпечаток на воспитание и обучение детей. Мы переживаем настоящий «информационный бум». Поэтому каждый учащийся должен владеть информационными технологиями, а с развитием компьютерной техники, и новыми информационными технологиями (НИТ). Такими, например, как: технология подготовки документов, технология поиска информации, геоинформационные технологии, мультимедийные технологии, технологии обучения с использованием специальных обучающих, тренажерных, контролирующих и других программ, электронных учебников, технологии дистанционного образования.
Информатизация образования насытила образовательную систему информационными средствами (компьютерными, аудио- и видео средствами), информационными технологиями, информационной продукцией, побудила к их освоению и использованию в образовательном процессе.
Совершенствование компьютерных коммуникаций, в особенности сети Интернет, привело к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Это позволило не только обучать детей технологиям работы с информацией, но и научить их использованию услуг коммуникативных и информационных служб сети Интернет (электронная почта, телеконференции, chat-конференции, Интернет-телефония, FTP, WWW).
На современном этапе развития содержания и методической системы обучения я, как учитель, четко уяснила для себя: что я, учитель математики и информатики, хочу изменить в ходе своих уроков, как хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания задам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и т. д., чтобы целенаправленно воздействовать не только на их знания, умения и навыки в области математики и информационно-коммуникационных технологий или программирования, а чтобы воздействовать на их развитие, то есть на мышление.
Убеждена, что в условиях информационного взрыва ориентация содержания на еще не достигнутый сегодня уровень развития науки и техники возможна только при условии формирования установки на развитие мышления.
Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Этот метод называют еще методом проблем. В России широкое распространение получил после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» в 1925 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В это время и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Таким образом, мною было принято решение об использовании в своей педагогической деятельности не только ИКТ, личностно-ориентированные технологии обучения, но и метода проектов. Ведь с его помощью можно организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся в процессе общения, коммуникации. То, что не мог сделать один ученик, в совместной деятельности оказывается вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий.
С другой стороны, метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Оно может проводиться учащимися как индивидуально, так и в парах, группах в течение определенного отрезка времени.
Моя педагогическая деятельность в течение ряда лет была направлена на внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, метода проектов при организации личностно-ориентированного подхода при обучении школьников 2-11 классов в рамках непрерывного курса ИКТ.
За это время увеличилось число компьютеров в классе, они были объединены в локальную сеть, которая была подключена к сети Интернет, появилось мультимедийное оборудование, разнообразная оргтехника. Технические средства находились в постоянном развитии, что позволило совершенствовать образовательный процесс на уровне современных технических средств.
Считаю, что использование метода проектов позволило мне продолжить развитие познавательных навыков учащихся, их умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения в поиске направления и выборе методов решения проблемы, развития критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
Используемые мною информационно-коммуникационные технологии находятся в стремительном развитии, поэтому являются новыми и актуальными в течение ряда лет. Личностно-ориентированные технологии, основанные на идеях гуманистической педагогики, так же имеют перспективу дальнейшего развития. Использование метода проектов позволяет мне интегрировать знания и умения учащихся из различных предметных областей, на практике осуществлять исследовательскую деятельность учащихся, используя полученные результаты в последующих разработках учащихся.
Работа по созданию творческих проектов учащимися с использованием ИКТ проводится по математике, физике, информатике и ИКТ, астрономии. Непрерывное изучение курса информатики и ИКТ позволяет постепенно совершенствовать навыки работы учащихся с информацией. На начальном уровне обучения школьники способны обработать небольшие объемы информации в силу физиологических способностей их возраста. Чаще их творческие проекты основаны на использовании простейших графических, текстовых и других редакторов. По мере взросления учащихся, их способности к анализу и синтезу полученных знаний возрастают. Увеличивается число программных продуктов и видов компьютерной и оргтехники, с которыми способны работать школьники. Сложность проектов уже значительно отличается от предыдущих. Заметно возрастает активность и самостоятельность подростков, ищущих «поля» для самовыражения. На уровне основной школы достаточно много творческих проектов, разработанных с использованием программных продуктов, выходящих за рамки школьной программы. Проекты перестают быть однодневными, находят дальнейшее развитие, обогащаются использованием аудио, видео клипов, цифровыми фото, обилием встроенных объектов. Интересны работы с использованием систем объектно-ориентированного программирования. В старшей школе учащиеся уже имеют достаточно развитое мышление, навыки системного обобщения материала, поэтому их творческие проекты становятся объемными, глубоко продуманными, актуальными и полезными для образовательного процесса в течение длительного периода. Лучшие работы учащихся находят свое продолжение в экзаменационных рефератах и проектах по соответствующим дисциплинам. Например, «Защита информации в Интернет», «Локальные и глобальные компьютерные сети», «Создание фигурного текста посредством WordArt», «Цифровое видео на РС», «История развития компьютерной техники», «Модели и моделирование» по информатике и ИКТ, «Эволюционирующая Вселенная» по астрономии, «Теорема Пифагора и способы ее доказательства», «Великие ученые эпохи эллинизма: Пифагор, Евклид, Архимед, Аполлоний Пергский», «Геометрические задачи на экстремум», «Описанные и вписанные тела», «Многогранники и их сечения» по геометрии, «Облака», «Туман», «Оптические приборы» по физике.
Сегодня для работы в должности учителя математики, информатики и физики во всех классам использую созданные моими учащимися творческие проекты.
Материал, накопленный мною, позволяет в полной мере реализовывать учебный материал в соответствии с имеющимися учебниками, применять различные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа. Важным является и то, что использование выше указанных технологий и методов позволяет мне избежать перегрузки детей.
В полной мере реализовать программный материал мне помогают созданные кабинеты математики и физики, который обеспечивает требуемое разнообразие информации, а также компьютерный мультимедийный класс. Обновляю учебно-наглядные пособия кабинетов, реализую творческие проекты в сотворчестве с детьми.
Расширить возможности учащихся, заложенные в рабочих программах по математике, позволяет мне внеклассная работа с детьми. Посредством неё я знакомлю детей более детально с различными разделами математики, физики, информатики, новинками литературы. При организации мероприятий по развитию детей во внеурочное время придерживаюсь принципа системности проведения внеклассной работы по математике, физике и информатике, регулярности и состязательности. Здесь использую те творческие проекты, которые достаточно объемы, требуют времени для их демонстрации или дополнительных технических средств.
Важно, что учащиеся увлечены предметами, и они на них оказывают огромное воспитывающее значение, развивают потребности в творческой деятельности. Зная извечную тягу детей к творчеству, моделям и самоделкам создаю условия для развития индивидуальности школьников во внеклассной работе, подбирая творческие проекты, отвечающие интересам детей и служащие развитию их сообразительности, пространственных представлений, пропедевтике серьезных научных идей. Очень важным считаю включение в эту работу занимательных задач и сюжетов. Поскольку школьные учебники плохо иллюстрированы и не очень красочны, предлагаю детям творческие задания по созданию ярких, красочных работ с разработкой каких-либо математических, физических, информационно-коммуникационных тем, сюжетов. В кабинетах математики, физики, информатики собрано достаточно много творческих проектов учащихся с иллюстрациями к задачам, ребусам и кроссвордам. Они разработаны детьми самостоятельно с целью обобщения отдельных тем курса математики, физики или информатики. Интерес к предмету поддерживаю и тем, что для каждого учащегося подбираю индивидуальные задания, соответствующие уровню его развития.
Вся вышеизложенная мною работа позволяет решить одну из главных задач, которую я ставлю перед своими учениками, - не просто пройти программу, а научить понимать то, о чем говоришь сам и, что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. Мой педагогический опыт показал, что учитель при всем желании не может научить своих подопечных мыслить путем создания трудностей в учении, даже если они кем-то считаются посильными. Вывод сделала следующий: необходимо выявлять возможности учащихся при активной целенаправленной деятельности. В этом отношении мышление не составляет исключения. Обучение, в соответствии с разработанными программами, организую на основе активной деятельностью учащихся. Трудность служит всего лишь естественной составляющей указанного процесса. Поэтому регулярно стараюсь закрыть возможности для проявления трудности, открывая широкую дорогу тем подходам и приемам, которые способны стимулировать активную учебную деятельность, пробуждать как интерес, так и потребность в овладении знаниями.
Учитель же всегда должен быть готов к творчеству с содержательной основой, ориентированного на развитие личности каждого ребенка позволяющего вырастить творца, ищущего новое, мыслящего гражданина способного оценивать идеи, решения других, но и одновременно выдвигать свои идеи и видение их решений.

8-(863) 240-96-94, оovr4@rostobr.ru – организационные вопросы.
ICQ 304818556, yanval@ya.ru 267-98-19 – техподдержка.
Разработка портала © Ижогин Ян Валерьевич